Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Саммит НАТО: Европа перед лицом американского господства

© AP Photo / Francisco SecoПрезидент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и президент США Джо Байден
Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и президент США Джо Байден - ИноСМИ, 1920, 11.07.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Саммит НАТО не принесет изменений в "вассальной" политике ЕС последних лет, пишет Le Figaro. Вместо поиска нового баланса сил ЕС сделал два опасных выбора: отказался от европейского оборонного суверенитета и вместе с США предпочел компромиссу вариант сломить Россию.
Страны ЕС сделали выбор последовать во всем линии США, накладывая санкции на Россию и посылая оружие Украине. Для них Джо Байден теперь – господин, у Европы нет даже мысли о том, чтобы пойти на риск испортить с ним отношения.
11 июля 2023 года в Вильнюсе пройдет стратегический саммит НАТО – встретятся американцы и их европейские союзники. Выбор Литвы для проведения ежегодного саммита НАТО не случаен. Страна, как и две соседние небольшие балтийские республики, имеет непосредственную границу с Россией. Между тем НАТО ежедневно вооружает, финансирует и снабжает военной информацией Украину – еще одну находящуюся на российской границе страну, против которой Россия начала спецоперацию в феврале 2022 года. Используя такой риторический прием, как перенос внимания слушателя, Владимир Путин обращает внимание своей аудитории на действия НАТО; он объясняет своему народу, что Россия не нападает, а защищается от Америки и агрессивных замыслов НАТО в отношении себя и своей российской земли. Короче говоря, отношения между Вашингтоном и Москвой никогда не были такими напряженными, как теперь, со времен кубинского "ракетного кризиса" 1962 года, но только на этот раз на передовой не острова Карибского моря, а Европа.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Действия Путина на Украине очень напугали европейцев. Они были поставлены перед выбором: или создать европейскую независимую оборону, как предлагала в давние времена Франция, или укрепить свои вассальные узы с США. Был выбран второй вариант. Европейцы последовали за Америкой во всем: они ввели санкции против России; закрыли филиалы своих компаний в Москве; отказались от российского газа, заменив его дорогим американским сланцевым газом; закупили у США военной техники более чем на 100 миллиардов евро. Когда американцы по причинам, не связанным с Россией, приняли протекционистский "закон о снижении инфляции", затруднивший европейский экспорт в США и перечеркнувший семьдесят пять лет свободной торговли между Европой и США, европейцы практически не протестовали. Америка для европейцев сегодня — господин, а с господином европейцы не рискуют портить отношения.
Перед этим саммитом НАТО возникла еще одна небольшая тема для обсуждения между союзниками и их патроном. Америка намерена поставить украинской армии кассетные бомбы. Эти боеприпасы опасны. Значительная часть содержащихся в одной такой "кассете" боеприпасов не взрывается сразу, а остается лежать в земле или внутри зданий. Это создает опасность для местного населения в долгосрочной перспективе. Из 13 306 жертв кассетных боеприпасов, зафиксированных французской неправительственной организацией "Handicap International", 98% составляют гражданские лица, а 27% пострадавших – дети. Когда в 1999 году НАТО бомбила Сербию, оказывая поддержку албаноязычным сепаратистам в Косово, она широко использовала кассетные бомбы. Многие мирные жители стали жертвами спустя много лет после окончания войны. Вот почему в 2007 году Норвегия выступила с инициативой подписания конвенции о запрещении этого оружия. С тех пор конвенцию подписали 123 страны, включая Канаду, Францию, Великобританию, Германию, Бельгию, Италию и все страны-члены НАТО. Неужели США проигнорируют предостережения своих союзников в отношении кассетных бомб? Представляете, как это будет "интересно" выглядеть.

Большая неопределенность в отношении Америки

На свою беду, европейцы – плохие вассалы. Они не обладают ни навыками, ни тем более решительностью своего могущественного сюзерена. В лице Джо Байдена они видят своего защитника, который не отступит. Недаром президент США напомнил недавно, что Устав НАТО и его статья 5 вполне ясно говорят: если хотя бы один квадратный метр натовской территории подвергнется нападению иностранной державы, все члены альянса автоматически окажутся в состоянии войны против такой державы.
Но и после этих заверений Байдена возникают вопросы: например, какой будет политика Белого дома в отношении России, если Трамп вернется к власти в январе 2025 года? Вдруг будет поворот в политике США: разве бывший президент США не заявлял, что ему "потребуются всего двадцать четыре часа, чтобы найти мирное соглашение" с Владимиром Путиным?
Так что при всех заверениях, у "вассалов" есть большая неуверенность в отношении Америки: они не понимают, какова ее долгосрочная стратегия в отношении Москвы. Хочет ли Америка вернуться к прежнему статус-кво или хочет большего? Действительно ли она стремится вернуться к равновесию сил, о стремлении к которому призывал глава Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли? Или США хотят воспользоваться возможностью окончательно сломить Россию, следуя курсу, сторонником которого когда-то был бывший советник по национальной безопасности президента США Збигнев Бжезинский?
Сами европейцы разделились по этому вопросу. По более или менее традиционным причинам Польша, страны Балтии, Швеция, Финляндия, Голландия и Великобритания – все онисклоняются ко второму варианту "по Бжезинскому". Франция, Италия и Испания выступают за первый вариант. Традиционно пророссийская со времен "восточной политики" канцлера Вилли Брандта в начале 1970-х Германия совершила стратегический разворот на 180 градусов: она отказалась от первого варианта, чтобы следовать курсом Бжезинского.
На нынешнем саммите европейцы пока еще могут наслаждаться удобным положением вассала, которому не нужно беспокоиться о своей защите благодаря присутствию хозяина. Но на самом деле, пусть и в молчании, европейцы переживают насчет того факта, что никак не могут повлиять на дальнейшую стратегию своего сюзерена.