Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вопрос, был ли Оппенгеймер советским шпионом, вполне резонный

Роберт Оппенгеймер - ИноСМИ, 1920, 23.07.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Великий физик вдохновлялся утопическими желаниями и несбыточными мечтаниями и наверняка был коммунистом, пишет The Federalist. Так автор статьи характеризует Роберта Оппенгеймера, сокрушаясь, что тот лишил США монополии на ядерное оружие. Борьба с "Красной угрозой" продолжается.
"Отец атомной бомбы" Роберт Оппенгеймер (Robert Oppenheimer) долгое время был любимцем левых — и не потому, что руководил созданием самого разрушительного оружия в истории. Нет, для них Оппенгеймер — это задавленная совесть холодной войны и замученный святой эпохи маккартизма.

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Кай Бёрд (Kai Bird), соавтор прекрасной биографии, на которой основан фильм Кристофера Нолана (Christopher Nolan) "Оппенгеймер" (Oppenheimer), написал для The New York Times колонку, где оплакал трагическую судьбу физика, лишившегося допуска к секретным материалам в 1953 году. "Оппенгеймера, — пишет Бёрд, — уничтожило политическое движение невежд, антиинтеллектуалов, ксенофобов, демагогов и охотников на ведьм — прямые предки нынешних политических игроков определенного параноидального склада". И главный виновник в этой пренеприятнейшей истории, по мнению автора, — Рой Кон (Roy Cohn), главный советник Джо Маккарти (Joe McCarthy), "от которого бывший президент Дональд Трамп (Donald Trump) и перенял свой резкий и совершенно неуправляемый стиль".
Ну да, так и представляешь себе невинного сценариста, который по молодости заигрывал с коммунизмом, а Трамп облыжно записал его в мятежники. Любой в Голливуде скажет вам, что борьба с "Красной угрозой" (гонения и чистки по подозрению в коммунистических симпатиях в послевоенной Америке, — прим. ИноСМИ) была величайшим преступлением против человечества. Хуже были разве что выборы 2016 года. "Вспомните хотя бы сомнительные комментарии бывшего президента о пандемии или перемене климата, — напоминает нам Бёрд. — Это мировоззрение не только не скрывает своего презрения к науке, но и бравирует им".
Проблема в том, что Бёрд отстаивает не научную позицию Оппенгеймера — он, если на то пошло, вообще не рассуждает о науке. Он защищает политические взгляды физика, который, как и он сам, вдохновлялся утопическими желаниями и несбыточными мечтаниями.
Неслучайно Бёрд, эксперт по Оппенгеймеру, написал целую колонку об охоте на ведьм, ни разу не упомянув при этом, что великий физик наверняка был коммунистом или как минимум им симпатизировал. Колонка Бёрда создает впечатление, что усомниться в честности Оппенгеймера могли лишь истерики и параноики из Общества Джона Бёрча (John Birch Society, праворадикальная организация на основе антикоммунизма и традиционных ценностей, — прим. ИноСМИ).
Даже в книге Бёрда "Американский Прометей" рассказывается совсем иная история. Сам Оппенгеймер не раз признавался, что он "попутчик". Кроме того, Оппенгеймер лгал правительственным следователям и утаивал многочисленные связи с известными коммунистами. Его первая любовь, жена, брат и целый ряд близких друзей и коллег на каком-то этапе были коммунистами.
Еще задолго до того, как общественность узнала имя Роя Кона, правительство США следило за Оппенгеймером, прослушивало его телефон и отслеживало его перемещения и отношения. Власти немало беспокоились насчет Оппенгеймера, когда тот возглавлял лабораторию в Лос-Аламосе. По мнению автора книги "Создание атомной бомбы" Ричарда Родса (Richard Rhodes), главный сотрудник службы безопасности проекта Пер де Сильва (Peer de Silva) еще в 1942 году считал Оппенгеймера шпионом.
Но их паранойя еще не делает человека невиновным. В то время в правительстве США работало немало коммунистов. Многие представители элиты, повзрослевшие и сложившиеся в 1920-х и 1930-х, включая того же Оппенгеймера, поддерживали Советский Союз. Когда были рассекречены документы проекта "Венона" (кодовое название секретной программы контрразведки США по расшифровке советских донесений, длившейся с 1943 года по 1980 год, — прим. ИноСМИ) и советские архивы, американцы узнали, что Алджер Хисс (Alger Hiss), Лоуренс Дагган (Laurence Duggan), Локлин Карри (Lauchlin Currie), Уильям Ремингтон (William Remington) и многие другие, которых так пылко защищали американские левые, были советскими агентами. Все те, кто якобы был ни при чем, оказались очень даже при чем.
Манхэттенский проект, которым руководил Оппенгеймер, просто кишел советскими шпионами. В своей книге "Строжайшие тайны" Джерролд (Jerrold Schecter) и Леона Шектер (Leona Schecter) публикуют советский документ, отправленный главе тайной полиции и сталинскому приспешнику Берии, где Оппенгеймер якобы называется пособником в шпионаже — как и просоветский чиновник Рузвельта из министерства финансов Гарри Декстер Уайт (Harry Dexter White), под самым носом у которого гудело целое гнездо шпионов.
Историки до сих пор спорят о значении документа и о том, был ли Оппенгеймер шпионом. Мое, по общему признанию, циничное мнение заключается в том, что многим современным ученым на самом деле все равно. Они не видят в заигрывании американских чиновников с Советами ничего плохого — не говоря уже об их симпатиях к коммунистам. В отличие от фашистов, коммунистов почти всегда изображают этакими идейными чудаками, которыми двигали наивность и благие намерения.
В "житиях" Оппенгеймера почти всегда звучит критика американской политики времен холодной войны. Так, писатели обожают противопоставлять якобы высоконравственную борьбу Оппенгеймера суровому и бескомпромиссному характеру его великого соперника Эдварда Теллера (Edward Teller), "отца водородной бомбы" и прототипа доктора Стрейнджлава (Strangelove) и других опереточных злодеев и поджигателей войны. Хотя более опытный Теллер оказался прав насчет как нацистской, так и советской угрозы: никто не снимет фильмов, восхваляющих его жизнь.
Флажок на машине посла США в России - ИноСМИ, 1920, 15.07.2023
Почему многополярный миропорядок стал потребностью для народов?США праздновали победу, когда распался СССР, ведь в мире установился однополярный порядок. Но его дни подходят к концу, пишет Al Mayadeen. Страны устали от навязывания чуждых им ценностей, открытого грабежа и вмешательства в их политику.
Как бы то ни было, когда Манхэттенский проект подходил к концу, многие его участники начали доказывать, что у США не должно быть монополии на ядерные технологии. Как известно, Нильс Бор (Niels Bohr) (не шпион) хотел, чтобы атомная наука была в открытом доступе. Того же хотел и Клаус Фукс (Klaus Fuchs) (явно шпион), но вместо этого он просто передал атомные секреты СССР. В 1995 году, когда стало известно, что секреты Советам в 1940-х передавал еще один ученый из Лос-Аламоса — Тед Холл (Ted Hall) — он выступил по телевидению и объяснил свое решение так: "мне казалось важным, чтобы не возникло монополии…".
Действия этих людей говорят сами за себя, но их аргументация опасно близка к взглядам самого Оппенгеймера на технологию, которую он помог создать.
Читаем у Бёрда: "Оппенгеймер отчаянно пытался завести этот разговор о ядерном оружии. Он пытался предупредить наших генералов, что это оружие не для поля боя, а сугубо для устрашения. Но наши политики заткнули ему рот: дело кончилось холодной войной и дорогостоящей и опасной гонкой вооружений".
Пожелали бы Холл или Оппенгеймер разрушить атомную монополию США или даже отказаться от этой технологии насовсем, будь у власти по-прежнему нацисты? Конечно, нет. Американские левые вообще всегда относились к тоталитарному Советскому Союзу благосклоннее, чем к другим тираниям.
Более того, если бы не шпионы, работавшие под началом Оппенгеймера, холодная война могла бы обойтись США гораздо дешевле — а их положение оказалось бы гораздо прочнее. Крупномасштабного конфликта, охватившего мир в первой половине ХХ века, США избежали. Так что все, чего добились шпионы, — это помогли Советам лишить сотни миллионов людей их достоинства и свободы.
И все желавшие, чтобы США в одностороннем порядке отказались от своего ядерного преимущества, по сути добивались того же. Эта позиция достойна отнюдь не восхищения. Зато вызывает здоровое подозрение к личности Оппенгеймера.

Автор: Дэвид Харшаньи (David Harsanyi)