Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

СПГ – новая надежда мировой энергетики

© AP Photo / Koji SasaharaГазовоз
Газовоз - ИноСМИ, 1920, 03.08.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После начала спецоперации на Украине газовые потоки поменяли направление, и это больно ударило по Европе, пишет Les Echos. В итоге она перешла с российского голубого топлива на СПГ из США. Кризис также удалось смягчить благодаря относительно теплой зиме. Но каким будет грядущий отопительный сезон?
НОВЫЕ ТОРГОВЫЕ ПУТИ – После закрытия российского газового потока, Владимир Путин подтолкнул европейцев к переходу на СПГ, поставки которого впервые обогнали газ, который шел по газопроводам.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
СПГ. В начале прошлого года эта аббревиатура из трех букв была известна лишь специалистам. Но с тех пор широкая общественность уже успела познакомиться со сжиженным природным газом (СПГ), который стал важнейшим явлением в мире энергетики и даже энергетическим спасением для Европы. "К 2022 году мировая торговля СПГ превысит объемы поставок газа по трубопроводам. Бывший резервный источник энергии стал основным для Европы", - поясняет Армель Лекарпентье (Armelle Lecarpentier), главный экономист компании Cedigaz.
Такие перемены стали прямым следствием военной операции на Украине. Тогда Владимир Путин ни с того ни с сего решил вдвое сократить экспорт газа в Европу. (Так в тексте. На самом деле сокращение поставок стало ответом на многочисленные антироссийские санкции ЕС, включая заморозку сотен миллиардов российских активов, а также ответной мерой на эмбарго ЕС на российскую нефть и отказ ЕС и ФРГ в запуске "Северного потока – 2" - прим. ИноСМИ.) Сначала Путин перекрыл трубопровод Ямал-Европа, проходящий через Польшу, а затем сократил поток по "Северному потоку". Таким образом, "Газпром", российская государственная компания, на долю которой приходится 40% поставок газа в Европу, лишил Европу 78 млрд. куб. м, или пятой части ее общего потребления.
Это жестокое и беспрецедентное потрясение обрушилось на Европу совершенно неожиданно, там никто не ожидал ничего подобного. (На самом деле и чиновники ЕС, и западная пресса еще в 1990-х годов предупреждали, что конфликт с Россией точно затронет поставки энергии из России в ЕС, а чиновники Еврокомиссии все предшествующие 30 лет старались уменьшить российскую долю в энергоснабжении Европы – прим. ИноСМИ.) В 2021 году Владимир Путин уже применял "газовое давление", отказываясь под разными предлогами от поставок своим европейским клиентам. В результате цена на газ взлетела более чем на 160% - до 123 евро за мегаватт-час (МВт/ч), а летом достигла пика в 340 евро. Небывалый рост цены в истории всей аналитики. "Зима наступает", - гласит заголовок в журнале The Economist, перефразируя сериал "Игра престолов".

Изменение направления потоков

Удар оказался особенно серьезен для Германии, а также для Австрии и Италии. "Социальный мир в Германии под угрозой", - с тревогой говорил вице-канцлер Роберт Хабек (Robert Habeck) в июле 2022 года. Действительно, Германия играет с огнем, оставаясь зависимой от дешевого российского газа, на долю которого приходится 53% ее поставок. "В ходе дебатов вокруг газопровода Nordstream 2, который заменит Nordstream 1, Германия поставила на карту сохранение мира через торговлю с Россией. И у нее не было плана "Б"", - поясняет Патрис Жоффрон (Patrice Geoffron), профессор экономики университета Париж-Дофин.
Но, несмотря на опасения, в целом в ЕС "энергетическая система перестроилась и выдержала удар", отмечает экономист. Во-первых, к 2022 году потребление газа в Европе сократилось на рекордные 13%. Во-вторых, Норвегия и Великобритания с севера, плюс Алжир и Ливия с юга – все эти страны продолжают поставлять газ в Европу. Но главный фактор – СПГ. Именно сжиженный природный газ, который импортируется морскими судами, помогает пережить кризис.
"Благодаря возможности поставлять то много, то мало, а также благодаря удобству перевозки СПГ оказался очень сильной, хотя и дорогой альтернативой трубопроводному газу, - объясняет Армель Лекарпентье, главный экономист в Cedigaz. – К тому же у нас появилась возможность перенаправить часть потоков, предназначенных для Китая, на себя".
СПГ-танкер - ИноСМИ, 1920, 28.07.2022
США не могут восполнить недостаток газа в ЕвропеЕвропа пытается восполнить дефицит газа в том числе и с помощью американского СПГ, но в краткосрочной перспективе ее планы обречены на провал, пишет "Хуаньцю шибао". Автор статьи объясняет почему.
Впервые способ транспортировки газа путем его сжижения был применен в 1964 году. Он заключается в конденсации газа при температуре -160°С для получения жидкого состояния. В таком состоянии газ занимает объем в 600 раз меньший, чем при обычной температуре. Это позволяет грузить его на СПГ-танкеры. По прибытии судна с таким СПГ в портовый терминал сжиженный газ регазифицируется с помощью системы теплообмена с использованием морской воды.

Поставки в Европу за счет других стран

Весь 2022 год поставщики стремились поставлять газ в Европу, которая в нем нуждалась и была готова платить. В 2022 году СПГ продавался в среднем по 120 евро за МВт/ч. По оценкам Cedigaz, это в три раза выше цены на российский газ, поставлявшийся по трубам в соответствии с долгосрочными контрактами. "Транспортировка СПГ отличается гибкостью, она позволила перенаправить часть потоков, предназначенных для Китая, в экономике которого как раз наблюдалось снижение спроса на газ", - поясняет выгодность сложившейся ситуации для ЕС Армель Лекарпентье.
ЕС удалось осуществить закупки СПГ также и за счет других стран. Прежде всего газ отобрали у таких стран, как Индия, Пакистан и Бангладеш. "Они были поставлены перед фактом: Европа забирает у вас газ – и не смогли подстроиться под эти цены", - отмечает Тьерри Брос (Thierry Bros), профессор-политолог.
Больше всего сжиженного природного газа поступает из США: они опережают по объему даже Катар. В 2022 году на долю американского СПГ приходилось 15% европейского потребления газа. На европейском континенте, который привык к постоянным поставкам российского трубопроводного газа, произошли резкие перемены к худшему. Кризис полностью изменил саму карту транспортировки газа. "Мы наблюдаем структурные изменения, когда происходит смена транспортных потоков. Газовый маршрут, который раньше проходил с северо-востока Европы на юго-запад, теперь изменился на противоположный – газ прибывает с запада и идет на восток", - резюмирует Армель Лекарпентье.
Знак газопровода по дороге в Сургут - ИноСМИ, 1920, 24.11.2022
Российский газовый гигант может прекратить поставки в Европу после сообщений о воровстве природного газа Украиной"Газпром" пригрозил прекратить поставки газа в Европу после того, как Украину уличили в воровстве топлива, предназначенного для Молдавии, пишет Breitbart. Читатели портала считают, что кран надо было перекрыть ещё после взрыва "Северных потоков".
Страны, расположенные вдоль Атлантического побережья, такие как Франция с четырьмя портами, оснащенными СПГ-терминалами, а также Испания и Португалия – все они стали "воротами" для поставок американского СПГ. Теперь на полную мощность работают французские порты, которые ранее почти не использовались, например, порт Дюнкерк. В 2022 году два терминала компании Engie в Буш-дю-Рон и Монтуаре-де-Бретань (расположены на течении реки Луары во Франции) весь 2022 год работали на 95% мощности и разгрузили 266 судов-транспортеров газа. Это составило половину потребляемого во Франции "голубого топлива".

Плавучие терминалы

Франция, до сих пор находившаяся в самом конце "газовой цепочки", теперь стала ключевым звеном-распределителем. Именно из Франции получают свой газ Бельгия и Германия. Нужно было адаптировать инфраструктуру под новые условия. Так в Обергайльбахе, в департаменте Мозель, точка стыковки, первоначально предназначенная для отправки газа из Германии во Францию, была переоборудована компанией GRTgaz для обратного направления работы. Но дух солидарности между европейскими странами в последнее время не соответствует уровню этой задачи. Германии зависимость от Франции показалась опасной, и теперь ФРГ планирует инвестировать 9 млрд. евро в строительство собственных терминалов в 2022 и 2023 годах.
В марте Берлин в срочном порядке начал работать над приобретением временной регазификационной инфраструктуры. Фактически танкеры-газовозы были переоборудованы в плавучие регазификационные установки (ПРСУ). Принятый по этому случаю закон об "ускорении использования сжиженного природного газа" вызвал гнев экологов, но позволил действовать быстро. В декабре 2022 года в Вильгельмсхафене был открыт первый терминал, получивший название "Hoegh Esperanza".
СПГ-лихорадка охватила практически все страны, которые имеют береговую линию, по примеру Франции и ее проекта в Гавре. На Балканах Хорватия построила плавучий терминал на острове Крк, который стал точкой поставок СПГ для Центральной Европы, Словении и Венгрии. Свои планы имеет Италия, а также Греция, которая планирует построить два терминала для обеспечения собственных нужд, а также для снабжения Болгарии, оставшейся без российского газа.

Риск возникновения избыточных производственных мощностей

Бум СПГ привел к буму в судостроении: к 2022 году объем заказов удвоится для китайских, южнокорейских и японских верфей, где строится более 200 СПГ-судов. А к 2021 году их общее количество достигнет 641. Этот бум связан не только с грандиозными проектами Катара, но и с прекращением поставок российского газа.
Такой переворот на газовом рынке может иметь неоднозначные последствия. Первый риск – после зависимости от российского газа впасть в зависимость от американского СПГ. "В США экспорт СПГ ведет к росту цен и наносит ущерб производителям. Если Дональд Трамп будет избран в следующем году, то нет никакой уверенности в том, что мы увидим увеличение экспорта СПГ в Европу", - предупреждает Патрис Жеффрон (Patrice Geoffron). "Европа почувствовала угрозу и пытается расширить свои возможности, подписывая соглашения с Египтом, Израилем и Азербайджаном. Россия по-прежнему контролирует 10% спроса на газ, который рынок не может удовлетворить" (Тьерри БРОС, политолог).

Российский газ не уходит из Европы

Что касается Владимира Путина, то он не собирается "выходить из игры" и сохраняет открытыми газопроводы TurkStream и Ukraine Gas Transit. "Россия по-прежнему контролирует 10% спроса на газ, который рынок не может удовлетворить, - заявляет Тьерри Брос. – Мы тут ничего диктовать не можем, поскольку у Москвы есть альтернативный клиент. Россия продолжает увеличивать экспорт газа в Китай по трубопроводу "Power of Siberia", который планируется удвоить за счет открытия второго газопровода".
Некоторые даже считают, что российский газ, который дешевле СПГ, может однажды вернуться на мировой рынок. Не далее как в июне прошлого года вице-канцлер Роберт Хабек настаивал на том, что Украина должна продолжать поставки российского газа через свою территорию. А ряд немецких политиков регулярно выступает за возврат к российскому газу после окончания военной операции. Это, к сожалению, аргумент в пользу Владимира Путина, который всегда делал ставку на раскол Европы.
Нас также начинает беспокоить инфляция в проектах СПГ-терминалов, объем которых в Европе, по оценкам Global Energy Monitor, составляет 7 млрд. евро. К 2025 или 2026 году их общая потенциальная мощность должна составить почти 200 млрд. куб. м, или половину европейского объема потребления. Несмотря на то, что большинство проектов предполагают использование плавучих платформ, которые можно перемещать, не существует ли риск того, что предложение превысит спрос? Именно такой вывод содержится в опубликованном в марте исследовании Института экономики энергетики и финансового анализа (IEEFA), в котором прогнозируется избыток производственных мощностей к 2030 году.

Про экологию, похоже, забыли

Такое количество поставок СПГ может окончательно подорвать решение Европы осуществить процесс "декарбонизации" экономики. Несмотря на то, что еще в марте 2022 года ЕС объявил о своем плане REPowerEU. Чтобы обойтись без российского газа к 2027 году, Еврокомиссия планировала не только сократить потребление ископаемого природного газа, заменив его "зеленым", но и ускорить процесс энергосбережения и стимулировать развитие возобновляемых источников энергии. Это непростая задача для Евросоюза, считает Франсис Перрен (Francis Perrin), директор по исследованиям агентства IRIS: "Перед Европой стоят задачи на короткий, средний и долгий срок, которые могут оказаться противоречивыми. С одной стороны, нужно пополнить запасы на зиму и сохранить солидарность между странами. С другой стороны, необходимо придерживаться курса на "декарбонизацию". Это будет чрезвычайно сложно".