Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Война Израиля против ХАМАС вызовет мощные и обширные политические потрясения

© AP Photo / Evan Vucci14 июля 2022 года.Президент США Джо Байден на саммите в Иерусалиме
14 июля 2022 года.Президент США Джо Байден на саммите в Иерусалиме - ИноСМИ, 1920, 10.10.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эскалация палестино-израильского конфликта сыграет на руку Москве, сообщает CNN. У Вашингтона не хватает средств, чтобы помогать и Киеву, и Тель-Авиву. Выгоднее выбрать старого друга, а не нового союзника в Восточной Европе.
Такие катастрофические события как нападение ХАМАС на Израиль вызывают мощные политические потрясения и важные перемены, каких никто не мог предвидеть.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Ракетные удары, захваты заложников и массовые убийства на территории Израиля произошли в момент, когда мировой порядок уже начал трансформироваться. Так, российская военная операция на Украине и усиление превращающегося в сверхдержаву Китая покончили с эпохой, начавшейся после холодной войны.
Мир был ошарашен событиями на Ближнем Востоке: кадры убитых мирных жителей на израильском музыкальном фестивале, ужасные рассказы разлученных семей и яростная первая волна ответного удара Израиля по Газе вызывают настоящий шок.
Но политика не стоит долго на одном месте. Внезапное и кровавое завершение редкого периода спокойствия и надежды на дипломатический прорыв на Ближнем Востоке уже привело к изменениям в расчетах и оценках в Израиле, США, арабском мире и других странах и регионах.
Операцию ХАМАС в Израиле сравнивают с терактами в США 11 сентября 2001 года: в обоих случаях произошло довольно незамысловатое нападение на гражданское население на территории более мощного противника, а организаторы этих атак опровергли все прогнозы и оценки угроз, которые давал благодушный истэблишмент, занимающийся политикой и национальной безопасностью.
Урок этой драмы исторических масштабов состоит в следующем. Политические и военные действия, предпринятые американскими и другими лидерами в период нормализации ситуации, не просто изменили мир. Они выпустили на свободу колоссальные политические силы в таких странах, как Соединенные Штаты и Великобритания, и создали условия, которые до сих пор оказывают воздействие на общество и на результаты выборов.
Наверное, в такой же ситуации оказался сегодня Израиль. Он неоднократно подвергался ракетным ударам с территории Газы и Ливана; эта страна знает, что такое теракты смертников и подрывы заминированных автобусов. Но боевики ХАМАС полностью разрушили иллюзии Нетаньяху по поводу обеспечения безопасности его страны, чего не было со времен Войны Судного дня 1973 года, когда войска Египта и Сирии атаковали Израиль. Такое болезненное ощущение эмоционального надругательства будет определяющим в предстоящие дни, когда Израиль отреагирует на действия Палестины, и повлияет на реакцию всего мира на это возмездие.
Общенациональное потрясение Израиля усугубляют острые политические проблемы, с которыми сегодня сталкивается премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху. Он взял на себя роль незаменимого гаранта безопасности Израиля, но его длительное правление запомнится в основном как череда самых сокрушительных поражений и провалов разведки в истории этой нации. Пока раскол в израильском обществе, спровоцированный крайне правой коалицией Нетаньяху и его попытками реформировать судебную систему, которые, по словам критиков, угрожают демократии, исчез на фоне общенационального сплочения. Но у этого многолетнего руководителя Израиля есть серьезный стимул нанести сокрушительный удар Палестине в ответ на нападение ХАМАС, чтобы скрыть свою политическую уязвимость и отомстить за боль страны. Ситуация обостряется еще и в связи с тем, что ХАМАС удерживает израильских заложников и может использовать их как рычаг давления на Нетаньяху. В таких условиях предсказать долгосрочные политические последствия для Тель-Авива просто невозможно.
"То, что мы сделаем с нашими врагами в предстоящие дни, будут помнить многие их поколения", — заявил в понедельник Нетаньяху в обращении к нации.
Такие комментарии израильского премьер-министра немедленно породили вопрос о том, не уничтожит ли Тель-Авив в ходе беспощадного контрнаступления в предстоящие дни все движение ХАМАС в секторе Газа. Но события 11 сентября преподнесли нам еще один урок. Войны, развязанные в мрачные дни после нападения одной из сторон, не всегда заканчиваются так, как хочется их зачинщикам, и могут больно ударить по ним рикошетом. Израиль уже знает, какова цена вторжения в густонаселенную Газу, этот тесный лабиринт, состоящий из обширных лагерей беженцев. Начатая после 11 сентября администрацией Буша война с терроризмом сказывалась на регионе в течение многих лет. Это и усталость от войны, и недоверие к государству, которое выпестовало таких президентов как Барак Обама и Дональд Трамп.
Такие настроения сохранятся надолго. Роберт Кеннеди-младший объявил в понедельник о выдвижении своей кандидатуры в качестве независимого претендента на президентский пост, что чревато непредсказуемыми последствиями в важнейших колеблющихся штатах. Он неоднократно и резко критиковал военно-промышленный комплекс и "долгую череду непрекращающихся войн", которые идут даже спустя 20 лет после терактов 11 сентября.

Миру придется отреагировать на ответные действия Израиля

Следующие шаги Израиля имеют критическое значение. Пока преобладают такие эмоции, как сопереживание и ужас. Но если контрудары Израиля по ХАМАС приведут к еще большим потерям среди гражданского населения Газы, или если этот анклав надолго отрежут от воды и электричества в ходе израильской блокады, то политические настроения начнут меняться даже в странах-союзницах, где общественные памятники подсвечены белыми и синими цветами израильского флага.
Джо Байден, являющийся одним из самых произраильских президентов-демократов на памяти нынешнего поколения американцев, во вторник должен выступить по телевидению. Пока он скрывает свою неприязнь к Нетаньяху, который за все время правления Байдена так и не посетил Белый дом. В понедельник израильский премьер-министр сказал, что с начала атак ХАМАС он "постоянно находится на связи" с американским президентом. США наращивают поставки в Израиль средств противовоздушной обороны и боеприпасов и предлагают ему разведывательное обеспечение при проведении операций по спасению заложников. Демонстрируя свою поддержку Тель-Авиву и стремясь устрашить его врагов, Вашингтон перебросил в восточное Средиземноморье свою авианосную группу.
13 июля 2022 года. Президент США Джо Байден в международном аэропорту Бен-Гурион, Израиль - ИноСМИ, 1920, 10.10.2023
"Потоп Аль-Аксы": удивительно, что для кого-то это стало сюрпризомНи Вашингтон, ни Тель-Авив по каким-то причинам не предвидели наступления ХАМАС, сообщает Al Mayadeen. По мнению автора статьи, этот "величайший провал разведки" невозможно объяснить, ведь всем было ясно – рано или поздно палестинцы ответят на атаки израильтян на мечеть Аль-Акса.
Но в какой-то момент в предстоящие недели интересы США и Израиля могут разойтись. Например, если появятся доказательства прямого участия Ирана в подготовке наступления его ставленника ХАМАС, усилится давление на Нетаньяху с требованием нанести удар по этой исламской республике. Вашингтон будет обеспокоен масштабами такой акции, потому что Байдену, вступающему в борьбу за переизбрание, меньше всего захочется втягивать Америку в очередную войну на Ближнем Востоке.
Президенту США также необходимо прикрывать свои политические фланги, особенно от нападок Республиканской партии, пытающейся представить Байдена старым и немощным. Республиканцы во главе с экс-главой Белого дома Дональдом Трампом обрушились с яростной критикой на действия ХАМАС, пытаясь возложить на Байдена вину за его попытки ослабить конфронтацию с Ираном. Трамп также попытался поднять взрывоопасную внутреннюю тему южной границы США и объединить ее с событиями на Ближнем Востоке. Он бездоказательно утверждает, что "те же самые люди", которые напали на Израиль, проникали и на территорию Америки. Другой кандидат в президенты США от Республиканской партии, сенатор из Южной Каролины Тим Скотт, повторил свое заявление, что Байден "причастен к этой реальной войне против Израиля".
Республиканцы ухватились за новость о разморозке в прошлом месяце шести миллиардов долларов иранских средств в рамках договоренности об освобождении американских заложников. Администрация Байдена настаивает, что эти деньги пока не потрачены и что на них можно приобретать только гуманитарную помощь и товары медицинского назначения – и то под строгим международным контролем. Но республиканцы затушевывают факты и формируют губительную интерпретацию событий, чтобы повлиять на мнение избирателей. Такая жесткая политика может принести результаты. Избиратели до сих пор очень часто вспоминают на республиканских предвыборных мероприятиях нескончаемые сообщения консервативных СМИ о хаотичном выводе американских войск из Афганистана по приказу Байдена. Многие не очень хорошо знакомы с деталями американского ухода, но в этой драме они видят все признаки некомпетентности.
Байден также должен быть хорошо осведомлен о политических последствиях на левом фланге. Прогрессивные демократы в последние годы все чаще критикуют Израиль как за его отношение к палестинцам в контролируемой ХАМАС Газе и на управляемом палестинской администрацией Западном берегу, так и за радикальный крен коалиции Нетаньяху, которая сформировала самое правое правительство за всю историю страны. Байдену непозволительно лишиться поддержки прогрессивистов в будущем году, поскольку в выдвижении его кандидатуры на переизбрание засомневалась даже его собственная партия.

Далеко идущие внешнеполитические последствия

Неразбериха в Израиле может больно ударить по политическому наследию Байдена. Его попытки добиться нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией, чреватые глубочайшими геополитическими изменениями на Ближнем Востоке, в лучшем случае зашли в тупик. У наследного принца Мухаммеда ибн Салмана нет ни единого политического шанса на переговоры с Нетаньяху, пока Израиль в ходе своего удара возмездия по Газе убивает сотни палестинцев. А у Нетаньяху еще меньше возможностей пойти на непростые территориальные уступки палестинцам на Западном берегу, чтобы как-то выйти из сложившейся ситуации. Исторический характер предлагаемой сделки является одной из причин, почему у Ирана были мощные стимулы поддержать наступление ХАМАС, пусть даже Соединенные Штаты в данный момент заявляют об отсутствии конкретных доказательств причастности Тегерана к нападению на Израиль.
Последствия атаки ХАМАС могут также негативно отразиться на другом приоритете Байдена — вооруженном конфликте на Украине. Тель-Авив получит от Вашингтона более современное оружие, чем Киев, например, ракеты-перехватчики для "Железного купола". А продолжительные боевые действия на Ближнем Востоке еще больше опустошат американские арсеналы, которые и без того исчерпаны поставками на Украину. Байден может попытаться провести параллели между американской помощью Израилю и поддержкой Украины, которая, будучи суверенным демократическим государством, находится в вооруженном конфликте с соседней страной. Но республиканцы уже выступают против увеличения помощи Киеву, и они наверняка будут говорить о том, что старый друг для Вашингтона приоритетнее, и что ему не по карману помогать обоим союзникам.
Все эти события предвещают еще более масштабные политико-стратегические последствия. США уже 15 лет пытаются уйти с Ближнего Востока и развернуться в сторону Азии. Но если Пекин и Москва почувствуют, что Вашингтон снова сосредоточил внимание на этом регионе, у врагов США появятся новые возможности. Американские внешнеполитические эксперты уже давно обеспокоены перспективой сплочения Китая, России и Ирана в борьбе против Соединенных Штатов. Формально такой антиамериканский альянс с участием этих трех серьезных противников США не существует. Похоже, мир начинает делиться на демократический и "автократический" блоки, и в этих условиях "авторитарные" руководители всех трех стран обнаружили, что военная, экономическая и стратегическая взаимопомощь и сотрудничество на основе их общей антипатии к Вашингтону дают синергетический эффект. А если Америке бросит вызов Европа, Ближний Восток или Азиатско-Тихоокеанский регион, и ее позиции там ослабнут, это будет выгодно всем трем странам.
В политике и международных отношениях все взаимосвязано, и одно действие всегда вызывает ответную реакцию. Так и война в Израиле и Газе произведет намного более широкий резонанс, не ограничиваясь этим проклятым уголком Ближнего Востока.
Автор: Стивен Коллинсон (Stephen Collinson)