Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Падение Запада, которое мы еще можем предотвратить

Журналист Бавре: Россия и Китай обогнали Запад, но он может еще их догнать

© AFP 2022 / JOHN MACDOUGALLАктивисты в масках Путина и Байдена позируют с макетами ядерных ракет перед Бранденбургскими воротами в Берлине
Активисты в масках Путина и Байдена позируют с макетами ядерных ракет перед Бранденбургскими воротами в Берлине - ИноСМИ, 1920, 24.11.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Запад бездарно распорядился итогами своей победы над СССР в холодной войне, пишет Николя Бавре в статье для Le Point. Вместо создания прочного мира США и ЕС пошли по тому же пути, который привел ко Второй мировой. Но Россию и Китай еще можно "догнать и перегнать", считает автор статьи. Мир он не предлагает.
Конфликт Украине и атака ХАМАС на Израиль изменили баланс сил в мире не в пользу Запада. Теперь западным странам необходимо вернуться к брошенным им ценностям свободы и здравого смысла.
Запад доминировал в мире с конца XV до начала XXI века, распространяя свое влияние, свои способы производства и идеи на все континенты. После Первой мировой войны, когда Германия корчилась в экономической разрухе, немецкий историк и философ Освальд Шпенглер предсказал его упадок из-за сбоев в системе капитализма, забывания массами людей европейских стран и США своих культурно-исторических корней, общего падения жизнеспособности "западного человека". Вместе это можно назвать утратой ценностей.
Точка зрения Шпенглера оказалась верной лишь частично — она оправдала себя в отношении Европы, которая всю первую половину двадцатого века убивала себя войнами, развязанными ею же. Эти войны разрушили ее материально и духовно. В то же время пророчество Шпенглера не оправдалось в отношении США. Именно Америка сыграла решающую роль в победе демократий во время трех великих мировых конфликтов и успешно ответила на вызовы гитлеровской Германии, националистической Японии и Советского Союза.

Двадцать первый век. Триумф Запада сменяется поражением

XXI век, начавшийся с празднования триумфа Запада, продолжается под знаком его вполне реального и доказуемого упадка. Глобализация привела к девестернизации мира, то есть к падению влияния Запада на нашей планете во всех отношениях. На Западе сейчас проживает всего 1,3 миллиарда граждан демократических стран из общего количества 8 миллиардов человек, населяющих планету. Бурное развитие стран Юга снизило вес "Большой семерки" с 75% мирового ВВП в 1975 году до 45% сейчас. При этом страны Азии (35% мирового ВВП) теперь производят больше, чем США (25%) или Европейский Союз (16,5%). Серия проигранных Западом войн в Афганистане, Ираке, Сирии и Сахеле (западном регионе Африки) дискредитировала Запад стратегически и дипломатически, показала ограниченность его возможностей. Подвергается сомнению и "мягкая сила" Запада: падает его роль в управлении многосторонней системой, основанной на монополии доллара как международной валюты. Больше не считаются безопасными западные финансовые рынки, все чаще подвергается сомнению экстерриториальность законодательства США и других стран Запада.
Конфликт на Украине и атака ХАМАС на Израиль усилили изоляцию Запада на фоне сближения авторитарных империй (так неуважительно называет автор Россию и Китай — прим. ИноСМИ) и глобального Юга, сформировавших непрочный, но реальный альянс. Сдвиг баланса сил происходит не в пользу Запада. Укоренилась уверенность в упадке Запада, усугубленная обидой глобального Юга за колониальное прошлое. Конфликт на Украине и нападение на Израиль 7 октября привели к тому, что сложилось впечатление: по важнейшим вопросам именно Россия и ХАМАС, а не демократические страны имеют наибольшую поддержку в Генеральной Ассамблее ООН, демократии же оказались в меньшинстве.
© AP Photo / Martin Meissner Фигуры, изображающие Си Цзиньпина, Владимира Путина, Дональда Трампа и Ким Чем Ына, на карнавале в Кёльне, Германия
Фигуры, изображающие Си Цзиньпина, Владимира Путина, Дональда Трампа и Ким Чем Ына, на карнавале в Кёльне, Германия - ИноСМИ, 1920, 24.11.2023
Фигуры, изображающие Си Цзиньпина, Владимира Путина, Дональда Трампа и Ким Чем Ына, на карнавале в Кёльне, Германия
Мультилатерализм (многосторонность связей) отвергнут в пользу нового мирового порядка, основанного на зонах влияния и новом балансе сил. При этом новом балансе Франция уже изгнана из Африки, а США скоро будут изгнаны из Азии, с Ближнего Востока и из Латинской Америки. Глобализация распалась, больше нет мировой глобализации, а сформировались "глобализационные" блоки, отделенные друг от друга в идеологическом, финансовом, коммерческом и нормативном отношениях. Такая ситуация сильно содействовала и милитаризации всего мира. Крупные страны глобального Юга и его союзников заявляют о своих властных амбициях, без колебаний прибегая к вооруженной силе на Украине, в Сахеле (Африка), Израиле. К действиям глобального Юга можно отнести и операцию Азербайджана в Нагорном Карабахе, где Баку при активной поддержке Турции показал, что регион может жить и без 120 000 армян в Нагорном Карабахе, анклаве на территории Азербайджана, подвергшемся этнической чистке.

Запад теряет контроль

Причины девестернизации мира кроются не в авторитарных империях или у джихадистов, а в самих демократиях. После распада Советского Союза демократические страны Запада не стали строить новый справедливый мировой порядок для всех. Они упустили возможности, свалившиеся на них в 1989 году, заключив мир скорее по образцу Версальского договора 1919 года. (Унизительный для Германии мирный договор, заключенный в Версале в 1919 году, многими историками рассматривается как одна из причин Второй мировой войны — прим. ИноСМИ.) Соглашения 1989-1991 годов оказались как раз "упущенным миром", что резко отличает их от соглашений 1945 года. Затем страны Запада решили распределить на самом деле иллюзорные доходы от своей победы над СССР путем обманов и мошенничеств. США и ЕС погнались за миражами "дутого" капитализма, нерегулируемой глобализации, они попытались всех убедить в безупречности "рыночной демократии". Но события 2001 года (очевидно, имеется в виду теракт в США 11 сентября 2001 года) показали, что Запад не может обеспечить работу "глобальной системы безопасности". Финансовый кризис 2008 года показал, что Запад не контролирует капитализм. Эпопея с COVID-19 в 2020 году показала, что Запад не контролирует здравоохранение, а начало СВО в 2022 году стало маркером неспособности Запада предотвращать войны.

Исламистская угроза

Исламистские атаки и возвращение экзистенциальной стратегической угрозы, исходящей от авторитарных режимов, идут рука об руку с ростом популизма, которому способствует дестабилизация среднего класса.
Флаги России и США - ИноСМИ, 1920, 15.11.2023
Александр дель Валль: российский "враг" отвлек нас от реальной исламистской опасностиПочему Запад так долго игнорировал исламистов и занимался фантомной российской угрозой? Ответ на вопрос ищет политолог дель Валль в статье для Valeurs actuelles. У США был шанс избежать ошибок в отношениях с Москвой, подчеркивает автор статьи, но теперь она сближается с Китаем, а исламизм проник внутрь Запада.
Затем закрепилась идея о том, что демократическая модель перестала обеспечивать экономическое и технологическое развитие, социальный прогресс, национальное единство и безопасность. Создалось впечатление, что авторитарные режимы России и Китая более эффективно и даже более легитимно отвечают на вызовы XXI века, хотя и с ужасными последствиями. Эти режимы заполнили вакуум, образованный в результате слабого руководства, нервозности и оспаривания западных ценностей. Некоторые из автократий реализовали свое стремление к территориальной экспансии, множа вооруженные конфликты и распространяя войны на новые области — торговлю, энергетику, цифровую сферу, экологию, информацию, космос, спорт. (На самом деле "войну" во все эти сферы распространил не Восток, а Запад, все санкции со стороны РФ и КНР принимали только в качестве ответа — часто более слабого — на ранее сделанные западные шаги в этой же сфере. Что касается спорта, то там все ограничения инициированы США, Канадой и ЕС, причем начались эти ограничения задолго до СВО — прим. ИноСМИ.) Открытая конфронтация с Западом не дает развивать ни одной области сотрудничества в управлении планетарными рисками, начиная с борьбы против климатических изменений.

Это все не фатально

Впрочем, сохраняет свою легитимность и то мнение, что упадок Запада не является неизбежным и что демократические страны смогут его предотвратить. Авторитарные империи не являются непогрешимыми, как показал Китай, где абсолютная власть Си Цзиньпина привела к медицинскому, демографическому и экономическому кризису. Они не являются и непобедимыми, как это демонстрирует затянувшаяся борьба России на Украине. Они не всегда легитимны и в глазах своих граждан, как напомнило нам восстание женщин в Иране. Со своей стороны, Соединенные Штаты показали высокую способность к инновациям в период пандемии. США проявили способность мобилизовать союзников перед лицом российской СВО на Украине и нападения ХАМАС на Израиль. США извлекают выгоду из мощного экономического возрождения благодаря Закону о снижении инфляции, который касается реиндустриализации, экологического перехода и среднего класса, ставя под сомнение возможность Китая вытеснить их к 2049 году. Одновременно Европейский Союз начал отказываться от своего ангелизма (наивной веры в добрые намерения других) и перевооружаться в экономическом и военном плане.
На фоне столкновения цивилизаций, которое доказывает правоту Сэмюэля Хантингтона, надежда на мир посредством закона и рынка себя исчерпала. Нам угрожает мир империй, и эта угроза вполне реальна, она повлечет за собой уничтожение политической свободы. Поэтому с ней необходимо активно бороться. Остается только одна стратегия мира: используя государственноре мышление, добиваться нового баланса сил в многополярной системе. Она должна быть совместима с новой глобализацией. Она позволит действовать против глобальных рисков. Для этого Западу нужно восстановить ценности свободы и здравого смысла, которые лежат в основе его успеха и остаются стержнем его исторической судьбы.