Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украине нужно полмиллиона новобранцев. Сможет ли она их набрать?

FT: Украина намерена заменить 330 тысяч военных на поле боя

© AP Photo / Vadim GhirdaЖенщина проходит между могилами солдат во время похорон Геннадия Ковшика, который был убит на передовой на востоке Украины
Женщина проходит между могилами солдат во время похорон Геннадия Ковшика, который был убит на передовой на востоке Украины - ИноСМИ, 1920, 13.03.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Киев намерен заменить 330 тысяч военных на поле боя, но для этого нужны новобранцы, пишет FT. Однако около половины украинских мужчин не хотят вступать в ВСУ. Все дело в отсутствии поддержки со стороны Запада, утверждают социологи.
Изобель Кошив (Isobel Koshiw)
За два года службы на передовой у Ильи было всего 25 дней отпуска.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
“Два года без перерыва, без ротации — разумеется, боевой дух падает, и это убивает мотивацию, — посетовал Илья из штурмовой бригады. — Чтобы полноценно отдохнуть, нужна либо ротация, либо нормальный отпуск”.
Солдат назвал фактически бессрочную службу в рядах ВСУ одной из причин, почему украинцы бегут от призыва. Но, продолжает он, “если людей не будет, мы не сможем отдохнуть”. При этом он добавил, что в его части нехватка кадров стоит настолько остро, что предстоящие увольнительные отменили вовсе.
Новый закон о мобилизации, который должен быть вынесен на парламентское голосование 31 марта, призван обновить правовую базу в преддверии призыва, под который могут попасть до полумиллиона человек.
Эти усилия сосредоточены главным образом на том, чтобы заменить 330 000 измотанных военных на передовой, сообщили "Файнэншл таймс" в министерстве обороны Украины. Остальные новобранцы будут компенсировать потери и удовлетворять иные военные нужды, в зависимости от ситуации на поле боя, пояснили в министерстве.
Однако закон вызвал массу нареканий: в первую редакцию законодатели внесли свыше 4 000 поправок.
Когда в 2022 году Россия ввела войска, украинцы с готовностью пошли на фронт добровольцами. Но сейчас этот резерв исчерпан, и значительная часть мужчин боеспособного возраста уже не желает отправляться на фронт.
На сегодняшний день на службу принимаются лишь мужчины в возрасте 27 лет и старше, а средний возраст солдата на поле боя превышает 40 лет. Прослойка миллениалов (родившихся примерно с 1981 по 1996 год. – Прим. ИноСМИ) и поколения Z (родившихся примерно с 1997 по 2012 год. – Прим. ИноСМИ) на Украине меньше, чем в других странах, из-за падения рождаемости после краха Советского Союза.
Предложение снизить призывной возраст до 25 лет вызвало гневную отповедь ряда политиков, которые утверждают, что отправлять в окопы молодежь равносильно национальному самоубийству.
В прошлом месяце в своем первом публичном заявлении о военных потерях президент Владимир Зеленский заявил, что ВСУ потеряли убитыми 31 000 солдат. Однако реальная цифра, скорее всего, наверняка выше, поскольку официальные лица США ранее давали оценки минимум вдвое большие.
Данные экономического комитета Верховной рады, показывают, что из 11,1 миллиона украинских мужчин в возрасте от 25 до 60 лет мобилизации подлежат лишь 3,7 миллиона. Остальные либо уже воюют, либо имеют инвалидность, либо находятся за границей, либо считаются работниками первой важности.
Власти хорошо понимают, что надо действовать осторожно, чтобы налогоплательщики не отправились за границу и не ударились в бега, лишив Киев остро необходимых доходов.
Февральский опрос украинской социологической организации Info Sapiens, показал, что 48% мужчин не готовы сражаться, 34% согласны, а остальные затруднились с ответом.
“Я не боюсь признаться открыто, что не хочу умирать”, — сказал Ярослав. Прошлым летом он пытался уехать из страны, но его развернули на границе из-за подложных документов о медицинском освобождении от воинской службы.
“Приходится выбирать, что ты любишь больше: семью или страну”, — сказал 32-летний новоиспеченный отец.
С 2022 года мужчинам в возрасте от 27 до 60 лет выезд из страны запрещен за некоторыми исключениями — по медицинским показаниям или в качестве единственных опекунов над детьми или родственниками-инвалидами.
Помимо страха погибнуть или стать инвалидом, утверждает исследование Info Sapiens, уклонисты больше всего опасаются недостаточной подготовки, неопределенного срока службы и нехватки оружия и боеприпасов.
Новый закон о мобилизации призван решить эти проблемы. Первоначальный проект предполагает срок службы в три года после минимум трех месяцев обучения. Чтобы ускорить набор, некоторые бригады уже зазывают добровольцев тем, что они смогут выбрать себе военную профессию, исходя из имеющихся навыков.
Но задержки с военной помощью США и ЕС, которые вынудили солдат экономить боеприпасы и отступать с передовых позиций, находятся вне контроля украинских законодателей.
“У нас много желающих, но отвращает общий контекст: украинцы больше не чувствуют надежную поддержку Запада”, — объяснил Антон Грушецкий из Киевского института социологии.
90% респондентов Info Sapiens убеждены, что Украина может одержать победу при поддержке западных союзников, при этом половина из них считает, что Запад устал и будет подталкивать Киев к компромиссу с Россией, объяснил Грушецкий.
Новый закон снизит мобилизационный возраст на два года (до 25 лет) и обяжет мужчин зарегистрироваться на онлайн-портале. За невыполнение этого требования будет полагаться наказание — пока не определенное. По словам парламентариев, трудившихся над окончательной редакцией законопроекта, нарушителей, скорее всего, ждут домашние визиты из военкомата и лишение водительских прав.
Пожалуй, самый спорный момент — это так называемая система экономического резерва, которая позволит бронировать от мобилизации работников жизненно важной категории. Эту систему планировалось внедрить в новый закон, но, учитывая громкие протесты, она будет введена отдельно — либо постановлением правительства, либо особым законодательным актом.
На Украине уже насчитывается от 550 тысяч до 700 тысяч работников жизненно важной категории, освобожденных от мобилизации. По новой системе им придется вносить финансовый вклад в военные действия — либо отчисляя часть зарплаты, либо уплачивая ежемесячный сбор на нужды ВСУ.
Премьер-министр Денис Шмыгаль на прошлой неделе не стал раскрывать подробностей, но заявил, что “людей следует разделить на две категории: на тех, кто воюет, и тех, кто работает для пополнения бюджета”.
Глава парламентского комитета по обороне и куратор законопроекта Александр Завитневич заявил, что чиновникам необходимо следить за языком, говоря об этом.
“Нужна каждая копейка, но нужно и широкое обсуждение. Некоторые наверняка сочтут, что это расколет общество на богатых и бедных”, — сказал Завитневич, поскольку тем, кто не сможет платить, придется отправляться в армию.
По некоторым оценкам, предложенная парламентским комитетом по экономическим вопросам схема принесет от 5,2 до 13,1 миллиарда долларов в год — исходя из того, что ежемесячный сбор в 520 долларов смогут себе позволить до двух миллионов мужчин.
Председатель комитета Дмитрий Наталуха признал, что его предложение получило отрицательный отклик: люди отметили, что тех, кому не по карману платить, попросту призовут служить. Но он подчеркнул, что при любом подходе Украине так или иначе необходимо пополнять казну.
“Это может показаться нелогичным, но система экономического резерва призвана не спасти людей от мобилизации, а создать как можно больше финансовых ресурсов, чтобы мобилизовать войска”, — сказал Наталуха.
Министерство финансов и ВСУ заявили, что новая волна мобилизации в 2024 году обойдется Украине примерно в 20,8 миллиарда долларов. Это увеличит брешь, возникшую в киевском бюджете из-за отказа республиканцев в Палате представителей одобрить пакет новой помощи. Но даже без этой цифры дефицит украинского бюджета в 2024 году ожидается на уровне 41 миллиарда долларов.
Компании недоумевают, отчего необходимо призывать гражданских лиц, когда на Украине есть тысячи сотрудников сил безопасности и полиции, уже прошедших базовую подготовку, рассуждает профессор экономики Украинско-американского университета “Конкордия” в Киеве Глеб Буряк.
Министерство обороны Украины заявило, что полиция и службы безопасности выполняют “необходимую работу”, а некоторые их сотрудники уже воюют в батальонах МВД.
Буряк сказал, что новый закон потребует обширной разъяснительной работы, поскольку предприятиям и их работникам “остро нужна предсказуемость”.
“Сейчас многие уходят с работы как раз из-за провальной мобилизационной кампании, — заключил Буряк. — Накопилось столько вопросов, которые населению не разъяснили должным образом”.
Статья написана при участии Никиты Батожского