Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В Ватикане назвали гендерные изменения угрозой человеческому достоинству

Ватикан: смена пола и суррогатное материнство – угроза человеческому достоинству

© AP Photo / Riccardo De LucaПапа римский Франциск
Папа римский Франциск - ИноСМИ, 1920, 10.04.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Папа Франциск одобрил документ, в котором хирургические операции по смене пола и суррогатное материнство приравнены к оскорблению человеческого достоинства, пишет NYT. Консерваторы, вероятно, поддержат это заявление, а защитники ЛГБТ*-сообщества придут в ужас, уверен автор статьи.
Джейсон Горовиц (Jason Horowitz), Элизабетта Поволедо (Elisabetta Povoledo)
В понедельник Ватикан опубликовал новый одобренный Папой Франциском документ, в котором от лица церкви говорится, что гендер-флюидность и хирургические операции по смене пола, а также суррогатное материнство являют собой оскорбление человеческого достоинства. Пол, присваиваемый человеку при рождении, назван "безвозвратным божественным даром", поэтому "любое вмешательство по его смене рискует поставить под угрозу то уникальное достоинство, что человек получает в момент зачатия". А люди, жаждущие "личного самоопределения, как предписывает гендерная теория", могут поддаться "извечному искушению сделать себя Богом".
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Что касается суррогатного материнства, в документе недвусмысленно выражается неприятие его Римско-католической церковью, и неважно, принуждают к этому женщину, вынашивающую ребенка, или она принимает решение добровольно. Суррогатное материнство делает ребенка "лишь средством, подчиненным произвольной выгоде и желанию других", гласит документ Ватикана, который выступает также против метода экстракорпорального оплодотворения.
Документ задумывался как всеобъемлющее изложение взглядов церкви на человеческое достоинство, включая эксплуатацию бедных, мигрантов, женщин и уязвимых групп. Ватикан признал, что затрагивает сложные вопросы, но заявляет об их важности во времена великих потрясений для церкви с надеждой, что это поможет ей вновь заявить о центральном элементе учения — человеческом достоинстве. Позиция по вопросам культурной войны, которой Франциск в основном избегал, не нова, но теперь их консолидацию наверняка поддержат консерваторы с их категоричным отношением к либеральным идеям о гендере и суррогатном материнстве.
Документ готовился пять лет и сходу вызвал крайнюю обеспокоенность среди защитников прав ЛГБТ* в лоне церкви: они опасаются, что данный постулат обернут против трансгендеров. По их словам, дело не спасут даже предупреждения церкви касаемо "несправедливой дискриминации" в странах, где трансгендеры сталкиваются с тюремными сроками, агрессией, насилием, а иногда и смертью. "Ватикан снова поддерживает и распространяет идеи, которые приводят к реальному физическому вреду трансгендерам, небинарным персонам и другим представителям ЛГБТК+*", — сказал Фрэнсис ДеБернардо (Francis DeBernardo), исполнительный директор группы New Ways Ministry из Мэриленда, которая защищает геев-католиков. По его мнению, слова Ватикана о человеческом достоинстве исключают "ту часть человечества, куда относятся трансгендеры, небинарные и гендерно-неконформные люди".
ДеБернардо заявил, что речь идет об устаревшей теологии на основе одного только внешнего вида без учета того, что "в понятие пола человека входят также психологические, социальные и духовные аспекты, естественно присутствующие в его жизни". Он называет документ демонстрацией "шокирующего отсутствия осведомленности о реальной жизни трансгендеров и небинарных людей". А его авторы якобы бесцеремонно и беспринципно проигнорировали делившихся опытом с церковью транс-персон, отвергнув их как чисто западный феномен.
Документ хоть и является явным проигрышем для ЛГБТ-сообщества* и его сторонников, но Ватикан все же постарался найти баланс между защитой достоинства отдельного человека и четким изложением церковного учения — тончайший лед, по которому Франциску так и не удалось пройти за более чем 11 лет пребывания на посту Папы римского. Отличительной чертой своего правления он сделал встречи с католиками-геями и трансгендерами, поставив перед собой задачу транслировать их послание открытым и не склонным к осуждению прихожанам. Всего несколько месяцев назад Франциск расстроил более консервативные круги возглавляемой им церкви, открыто разрешив представителям ЛГБТ* получать благословение и крещение и самим становиться крестными. Но отступать от тех правил и доктрины, из-за которых от геев и трансгендеров отворачиваются, он не хочет, обнажая реальный предел собственного стремления к инклюзивности.
"Что касается обязанностей пастыря, — заявил глава доктринального управления Ватикана кардинал Виктор Мануэль Фернандес (Víctor Manuel Fernández), — в словах Папы Франциска четко прослеживается принцип гостеприимства". Франциск, по его словам, неоднократно говорил, что приветствовать в лоне церкви следует "всех без исключения". "Принимать нужно даже тех, кто не согласен с ее учением, и кто делает выбор, отличный от прописанного в католической доктрине, включая инакомыслящих на тему сексуальности", — сказал он. Но слова Франциска — это одно, а церковная доктрина — совсем иное, пояснил кардинал в контексте различия между документом, имеющим, по его словам, большое доктринальное значение, и недавним разрешением для геев получать благословение. Церковь учит, что "гомосексуальные действия являются, по сути, расстройством".
Очередным подтверждением противоречий между содержанием церковного закона и инклюзивности аля-Папа Франциск стало заявление кардинала Фернандеса о необходимости изменения "внутренне неупорядоченного" языка, чтобы лучше доносить послание церкви о том, что гомосексуализм не может привести к появлению новой жизни. "Это очень сильная идея, и ее важно объяснить, — сказал он. — Может быть, найдутся слова, которые помогут нам выразиться еще яснее".
Несмотря на то, что Папа открыт последователям ЛГБТ*, он также постоянно выражает обеспокоенность по поводу "идеологической колонизации", представления о том, что богатые страны высокомерно навязывают чуждые людям и религиозным учениям взгляды (будь то на гендер или суррогатное материнство). В упомянутом документе говорится, что гендерная теория играет в этом видении центральную роль, а ее "научная аргументация является предметом серьезных дискуссий среди экспертов".
Доктринальное управление Ватикана написало: "Тот факт, что в некоторых местах многих людей сажают в тюрьмы, пытают и даже лишают благ жизни исключительно за их сексуальную ориентацию, следует осудить как противоречащий человеческому достоинству. В то же время церковь выделяет ряд критических проблем, присутствующих в гендерной теории".
На пресс-конференции кардинал Фернандес также изо всех сил пытался примирить две, казалось бы, противоречивые точки зрения. "Меня шокируют просьбы некоторых католиков благословить военное правительство своей страны, придумавшее законы против гомосексуалистов. Хочется умереть, пока читаешь такое". Однако далее он подчеркнул, что сам по себе документ Ватикана является не призывом к декриминализации, а подтверждением того, во что верит церковь. По его словам, реакцию она обдумает не раньше, чем возникнут последствия.
В своей презентации кардинал Фернандес рассказал о длительном процессе разработки документа о человеческом достоинстве, который начался в марте 2019 года с целью учета "последних событий по этому вопросу в академических кругах и двойственный характер соответствующих концепций".
В 2023 году Франциск вернул документ с указанием "выделить темы, тесно связанные с человеческим достоинством, такие как бедность, положение мигрантов, насилие в отношении женщин, торговля людьми, война и другое". Подписание состоялось 25 марта. Долгий путь "отражает серьезность процесса", подчеркнул Фернандес. В документе Ватикан отмечает "явный прогресс в понимании человеческого достоинства", "стремление искоренить расизм, рабство и маргинализацию женщин, детей, больных и людей с ограниченными возможностями". Но в этом контексте церковь видит также и серьезные нарушения: аборты, эвтаназия, смертная казнь, многоженство, пытки, эксплуатация бедных и мигрантов, торговля людьми и сексуальное насилие, насилие в отношении женщин, капиталистическое неравенство и терроризм.
В документе выражается обеспокоенность тем, что устранение половых различий подорвет институт семьи, а ответ "на порой понятные стремления" станет абсолютной истиной и идеологией, способной повлиять на воспитание детей. Как там написано, смена пола ставит индивидуализм выше природы, а достоинство человека как субъекта зачастую попирается в пользу оправдания "самовольного распространения новых прав", как будто каждому "должна быть гарантирована способность выражать и реализовывать любые индивидуальные предпочтения и субъективные желания".
Также кардинал Фернандес заявил, что отчаянно желающая стать родителями пара должна рассматривать вариант усыновления, а не суррогатного материнства или экстракорпорального оплодотворения, поскольку такая практика, по его мнению, еще сильнее разрушает человеческое достоинство. Индивидуалистическое мышление подчиняет его универсальность одиночным стандартам, связанным с "психофизическим благополучием, личностным произволом и социальным признанием". Ватикан утверждает, что превращение достоинства в нечто субъективное делает его инструментом "произвола и интересов власти".
_______________________________________
* Экстремистская организация, запрещенная в России.