На прошлой неделе стоило съездить в подмосковный Жуковский на 10-й Международный авиационно-космический салон. Не только для того, чтобы посмотреть на дебютирующие на рынке пассажирских реактивных самолетов стоящие бок о бок Airbus A-380 и Boeing 787 Dreamliner. Там можно было узнать много любопытных вещей. Например то, что огромный «аэробус» и симпатичный «американец» - это в принципе и в значительной мере «наши российские самолеты». Всю неделю в репортажах с МАКС это повторяли федеральные телевизионные каналы, подсчитав, что «40 процентов массы Dreamliner составляют детали, сделанные из российского титана», а в бюро компании Boeing в России работает «тысяча наших инженеров, которые приняли участие в проектировании этой машины».
Когда над Жуковским летал огромный Airbus A-380, диктор объявлял, что к нему также приложили руку «наши инженеры, так что это и наш, российский самолет».
Москвичи тысячами стекались на показ прежде всего потому, что там должны были впервые показать новейшее изделие оборонной промышленности – «истребитель пятого поколения» Т-50. И действительно, машину, старательно укрытую брезентом, каждый день провозили перед зрителями по взлетной полосе на буксире. Самолетный «хиджаб» был нужен для того, чтобы шпионы не сделали фотографий и не выкрали секретов суперсамолета. Осторожности никогда не бывает много: спецслужбы ежедневно отчитывались о задержаниях агентов иностранных разведок, которые фотографировали на авиасалоне то, что являлось там секретным.
Потом «истребитель пятого поколения» появился на полосе в обнаженном виде, стартовал и низко летал перед объективами, одним словом, позволил запечатлеть себя во всей красе.
Но в последний день самолет не взлетел. На старте в его двигателе что-то взорвалось, полыхнул огонь, пилот выпустил тормозной парашют. Этот небольшой инцидент разоблачил «истребитель пятого поколения».
Как на следующий день писали «Известия», Т-50 – это пока лишь корпус. Двигатель взят с машин, давно находящихся в эксплуатации, потому что нового еще нет. Нет электроники, координирующей маневры и ведение огня, нет навигационной системы, а самолет еще не является невидимым для радаров.
Так что эксперты сказали, что «истребителя пятого поколения» еще не существует, а обещания, что армия получит его уже через три года, не имеют под собой почвы.
Большим успехом МАКС, как было заявлено по окончании шестидневного авиасалона, было заключение контрактов на рекордную сумму в 10 миллиардов долларов. Половину этой суммы составляет заказ корпорации «Иркут» на 136 самолетов МС-21 («Магистральный самолет XXI века»).
Крупный контракт – это большие деньги. Только вот, МС-21, как написал «Московский комсомолец» - это виртуальное создание, потому что он находится еще на стадии проектирования.
Любовник Екатерины Великой князь Григорий Потемкин прославился тем, что строил на маршруте императрицы, посещавшей отобранные у турков южные земли, бутафорские деревни, в которые он велел согнать домашний скот и свезти крестьян из других регионов. Он создавал видимость, что завоеванные территории процветают, а императрица поддавалась обману и награждала фаворита.
Сейчас князь занимался бы рекламой «истребителей пятого поколения» и контрактами на «магистральные самолеты XXI века», которые существуют лишь на бумаге. А эти любимые официальной пропагандой и российскими лидерами игры «в великую авиационную державу» доставляют много радости конкурентам. Корпорация Boeing планирует, что в ближайшие 20 лет россияне купят у нее 1080 машин за 110 миллиардов долларов. Ведь на каких-то самолетах им летать придется, а на потемкинских это у них никак не получится.