СТАМБУЛ – Лидеры России, Турции и Ирана собрались во вторник в Стамбуле на саммите по безопасности, демонстрируя свою региональную мощь, которая, очевидно, должна стать экзаменом для Соединенных Штатов накануне запланированных по их инициативе дебатов в Совете Безопасности ООН о введении более жестких санкций против Ирана из-за его ядерной программы.
В заявлении на этой третьей встрече региональных лидеров такого рода, которая посвящена укреплению сотрудничества и безопасности в Азии, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад отметил, что заключенное в прошлом месяце при посредничестве Турции и Бразилии ядерное соглашение стало хорошим шансом и что другие страны выразили ему свою поддержку.
"Мы стали свидетелями мощной поддержки на мировой арене, - сказал он, согласно заявлению государственного информационного агентства Турции Anatolian News Agency, - это голос, идущий от сердца каждого". Ахмадинежад также занял демонстративную позицию по отношению к Соединенным Штатам.
"Если США и их союзники думают, что могут сначала взять в руки дубину санкций, а затем сесть с нами за стол переговоров, то они серьезно ошибаются", - заявил он на пресс-конференции, согласно сообщению иранского государственного спутникового телеканала Press TV. Европейские и американские официальные лица заявляют, что голосование по санкциям может состояться уже в среду.
По словам Ахмадинежада, Иран не будет повторять свое недавнее предложение об отправке части запасов урана за пределы страны для обогащения. Соглашение, которое поддержали Бразилия и Турция, имело целью найти выход из тупика в вопросе иранской ядерной программы.
"Тегеранская декларация дала возможность правительству Соединенных Штатов и их союзникам. Мы надеялись и по-прежнему надеемся, что они должным образом воспользуются этой возможностью, - сказал Ахмадинежад, - я должен заявить, что подобные возможности не повторяются".
Он добавил: "Мы думали, что президент Соединенных Штатов Барак Обама проведет определенные изменения в американской политике. Мы не говорим о том, что утратили эту надежду. Мы надеемся, что ему за оставшееся время удастся свыкнуться со сложившимися условиями. Мы готовы к диалогу в рамках справедливости и уважения".
Соединенные Штаты утверждают, что Иран пытается создать ядерное оружие, в то время как Тегеран настаивает на мирном характере своей ядерной программы. Заключенное при содействии Турции и Бразилии в прошлом месяце соглашение отчасти было основано на предыдущем предложении в адрес Ирана, которое нашло поддержку в Организации Объединенных Наций. Оно предусматривало отправку Тегераном 1200 килограммов низкообогащенного урана за границу в обмен на специальное топливо для исследовательского медицинского реактора.
Но это соглашение привело в ярость Соединенные Штаты, которые пытаются убедить остальных членов Совета Безопасности, включая Китай и Россию, проголосовать за более суровые санкции.
Ахмадинежад должен был провести во вторник отдельную встречу с российским премьер-министром Владимиром Путиным, что наверняка вызвало обеспокоенность у Соединенных Штатов, которые в текущем месяце заручились поддержкой в вопросе санкций со стороны как России, так и Китая.
Выступивший на конференции Путин заявил, что санкции не должны быть чрезмерными, однако так и не дал понять, изменит ли Россия свою позицию по поводу голосования. Он назвал иранскую ядерную программу мирной, с чем не согласен Вашингтон.
"Мы не придерживаемся той точки зрения, что эти резолюции должны быть избыточными и ставить Иран и иранское руководство, а тем более иранский народ в какое-то сложное положение", - сказал Путин.
Конференция привела к усилению изменений в расстановке сил в этом сложном регионе, где все более значительную роль начинают играть такие региональные державы как Иран и Турция, являющаяся членом НАТО.
Турция, у которой происходит ухудшение отношений с ее давним союзником Израилем, выступает в качестве посредника на Балканах, на Кавказе и на Ближнем Востоке, проводя новую, более активную внешнюю политику, которая порой приводит к противоречиям с Вашингтоном, являющимся ее ближайшим дипломатическим и военным партнером.
При участии Шебнем Арсу (Sebnem Arsu) и Алана Кауэлла (Alan Cowell).