В минувшую субботу Дамаск закрыл воздушное пространство Сирии для пассажирских самолетов Турции. С точки зрения главы МИД Турции Ахмета Давутоглу, это, по-видимому, надо считать очередным проявлением проводимой им внешней политики под девизом: «Ноль проблем с соседями». Впрочем, уже и сам Давутоглу не вспоминает о провозглашенном им курсе - настолько этот лозунг неадекватен внешнеполитическим вызовам, перед которыми стоит сегодня официальная Анкара.
Шаг Дамаска стал ответом на действия Анкары: как известно, вечером 10 октября два истребителя F-16 ВВС Турции перехватили самолет Airbus A320 сирийских авиалиний, летевший из Москвы в Дамаск. Самолет принудили к посадке в Анкаре, а власти Турции пояснили, что самолет перевозил не только людей, но и «негражданский груз» так называемого двойного назначения, который и был изъят.
Читайте также: Самолетный скандал - Турция играет не в свою игру
Глава МИД России Сергей Лавров в своем заявлении пояснил, что в багажном отделении пассажирского самолета находилось электротехническое оборудование для РЛС, которое действительно является оборудованием двойного назначения, но не запрещено международными конвенциями, и его перевозка не является противозаконной. «На самолете находился груз, который легальный российский поставщик направлял легальным способом легальному заказчику», - сказал Лавров. Отметим, что в эти же дни в прессе появились сообщения о том, что Москва отложила визит в Турцию президента России, параллельно прошли сообщения о возможности визита Путина в Армению в ноябре этого года. Похоже, можно говорить о том, что в духе политики Давутоглу Анкаре удалось испортить отношения с еще одним соседом - на этот раз с Россией.
Правда, действия Анкары получили одобрение Белого дома. Там, хотя признали, что Москва не нарушила никакого эмбарго на поставки в Сирию, одобрили действия Турции по изъятию оборудования из самолета. По словам представительницы Госдепа США Виктории Нуланд, российская политика по вопросу поставки оборудования двойного назначения в Сирию является «морально несостоятельной, поскольку ответственное государство не должно оказывать пособничество и подстрекать военную машину режима Асада».
Таким образом, в Вашингтоне в очередной раз поддержали своего союзника по НАТО. Не заботясь о том, как некрасиво эта поддержка выглядит в глазах Еревана, который на протяжении десятилетий наблюдает за подстрекательством и пособничеством Анкары военной машине режима Алиевых. Режима, который перешел к постоянным провокациям на границе с Арменией и каждый день угрожает новой войной, пользуясь поддержкой Анкары. Однако «морально несостоятельной» эту политику Вашингтон не называет.
Также по теме: Армения - страна без будущего
Примечательно, что закрытие сирийского воздушного пространства для турецких самолетов прошло на фоне угроз из Анкары закрыть воздушное пространство Турции для армянских самолетов. С подобными угрозами уже успели выступить отдельные депутаты парламента Турции под давлением Баку, озабоченного перспективой возобновления работы Степанакертского аэропорта. В логику клана Алиевых не укладывается, что жители Нагорного Карабаха имеют такое же право на свободное авиапередвижение, как и жители других стран, и, чтобы воспрепятствовать работе аэропорта, призвали на помощь своих турецких друзей, на словах любящих ратовать за региональную стабильность, а на деле понимающих эту стабильность только в русле интересов Баку и Анкары.
Заметим, что аэропорт в Степанакерте никак не угрожает безопасности Азербайджана. Но вся политика Алиева по нагорно-карабахскому конфликту основана на блефе и пропаганде. Один из таких блефов, рассчитанных на внутреннего пользователя, гласит, что на фоне «широко шагающего Азербайджана» Армения и Нагорный Карабах «загнивают» и скоро развалятся сами собой... А тут оказывается, что в «загнивающем» Арцахе сдают в эксплуатацию аэропорт... Серьезный удар по азерпропу.
Поначалу в Баку надеялись на испытанную тактику шантажа в виде угроз сбивать самолеты, которые будут пролетать над территорией НКР. Сегодня Баку несколько сбавил тон. Но не потому, что в Ильхаме Алиеве взыграло человеческое начало, и не потому, что посредники переговорного процесса смогли убедить его в дикости попыток сбивать гражданские самолеты. Просто до Ильхама дошло, что попытка реализовать подобную угрозу может обернуться бумерангом против Азербайджана, самолеты которого тоже нет-нет, да и пролетают в сфере действия армянских ПВО.
Читайте также: Самолетный скандал и турецкий гамбит Анкары
К тому же на днях бакинские СМИ вдруг выяснили, что небо над Карабахом надежно прикрыто. При этом они ссылаются на базирующийся в США Центр военного анализа - IMINT, который обнародовал спутниковые фотографии российских и армянских систем ПВО в регионе. Азербайджанское агентство Contact.az. приводит слова эксперта центра Шона О'Коннора, который говорит о том, что, если до 2010 года небо над Арменией охраняли три батареи C-300, теперь несколько подобных батарей размещены и в Сюникском марзе, поскольку «развертыванием там C-300 берется под защиту ПВО Армении и весь регион Нагорного Карабаха», в том числе и аэропорт возле Степанакерта.
По мнению эксперта, размещение армянских C-300 на территории, прилегающей к НКР, говорит о проработке различных сценариев возможного конфликта, кроме того, такая дислокация C-300 позволяет Армении блокировать также воздушное сообщение Азербайджана с провинцией Нахиджеван». Последнюю фразу, по-видимому, нужно рассматривать как предупреждение Анкаре не слишком зарываться в угрозах закрыть свое воздушное пространство для армянских самолетов. В случае адекватного ответа Еревана Нахиджеван может оказаться в полной блокаде.
Надо полагать, в Баку и в Анкаре понимают чреватость резких телодвижений и продолжают руководствоваться тактикой угроз и провокаций. Причем в словоблудии продвинутый турецкий премьер Эрдоган старается не отставать от своего бакинского коллеги. Примечательны слова, сказанные им в турецком парламенте: «Вы должны быть готовы в любой момент вступить в войну, если это необходимо. Если вы не готовы к этому - вы не государство, если вы не готовы к этому - вы не нация».
Однако решение Дамаска закрыть свое воздушное пространство для турецких самолетов показало, что власти Сирии не напугала очередная истерика Эрдогана. В Дамаске понимают, что пойти на что-то более рискованное, чем пограничные провокации и подпитка сирийской оппозиции, в Анкаре пока не решаются. Слишком многое может оказаться на кону, например - судьба турецкого Курдистана.