Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как помогут США белорусской демократии?

© РИА Новости Сергей Самохин / Перейти в фотобанкЗадержание участников акции протеста движения "Революция через социальные сети" в День Независимости Белоруссии
Задержание участников акции протеста движения Революция через социальные сети в День Независимости Белоруссии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сенат США одобрил «Акт о демократии и правах человека в Белоруссии». Какое влияние окажет принятие этого документа на политику Соединенных Штатов в отношении Белоруссии? Почему Хиллари Клинтон, находясь в Вильнюсе, много внимания уделила белорусскому вопросу? Возможно ли общая политика США и ЕС в отношении Белоруссии?

Сенат США одобрил «Акт о демократии и правах человека в Белоруссии». Какое влияние окажет принятие этого документа на политику Соединенных Штатов в отношении Белоруссии? Почему Хиллари Клинтон, находясь в Вильнюсе, много внимания уделила белорусскому вопросу? Возможно ли общая политика США и ЕС в отношении Белоруссии? На эти вопросы отвечают участники программы «экспертиза Свободы» политолог Андрей Федоров и главный редактор интернет-газеты «Мы» Кирилл Позняк. Ведущий – Валерий Карбалевич.

Карбалевич: 14 декабря Сенат – верхняя палата Конгресса США – одобрил «Акт о демократии и правах человека в Белоруссии». Нижняя палата Конгресса – Палата представителей одобрила акт 6 июля 2011 года. Теперь законопроект имеет подписать президент Соединенных Штатов Барак Обамы. Одобренный законопроект вносит изменения и поправки в действующий закон 2004 года «Акт о демократии в Белоруссии». Что нового в новом законе по сравнению с прежними вариантами? Какое влияние окажет этот документ на политику Соединенных Штатов в отношении Белоруссии?

Еще по теме: Белоруссия - уродливая европейская диктатурка


Федоров: В новом варианте акта нашли отражение те события, которые произошли с момента принятия предыдущего документа (2008 г.). Главное внимание уделено событиям 19 декабря. Документ требует немедленного освобождения всех политзаключенных, заявляет о непризнании результатов президентских выборов. Как и раньше, акт запрещает высшим государственным лицам Белоруссии, их родственникам, чиновникам, причастным к нарушениям прав человека, посещать США. Если в Соединенных Штатах будут найдены деньги этих людей, то предусмотрены и финансовые санкции. Запрещено оказывать финансовую помощь белорусскому режиму. В документе Международная федерация хоккея призывается отменить свое решение провести чемпионат мира по хоккею 1914 года в Белоруссии.



Предлагается поддержка радиоэлектронным СМИ, вещающим на Белоруссию. Это Радио «Свобода», «Голос Америки», «Европейское радио для Белоруссии», телеканал «Белсат». Предусмотрена финансовая помощь белорусским демократическим силам. В прошлом году эта помощь составила около 10 млн. долларов.

Позняк: Принятие акта – это в основном символическое действие. Документ отражает ситуацию с правами человека в Белоруссии и двусторонние отношения между США и Белоруссией. Эти отношения в последнее время сильно ухудшились. Принятие акта – это поддержка политических оппонентов белорусского режима и гражданского общества.
Но вряд ли этот документ может существенно изменить ситуацию в Белоруссии. Отличие от предыдущего варианта акта заключается в более резком тоне. Сохраняется курс на санкции в отношении ряда белорусских предприятий и замораживание активов белорусских чиновников. Можно сделать вывод, что США последовательны в отношении политического режима Белоруссии.

Читайте еще: Минск стал заложником Москвы

Карбалевич: Госсекретарь США Хиллари Клинтон во время 18-й сессии Совета Министров ОБСЕ в Вильнюсе 6–7 декабря много внимания уделила белорусскому вопросу. Она дала жесткую оценку ситуации с правами человека в Белоруссии, встретилась с представителями белорусского гражданского общества. Можно ли говорить, что внимание Вашингтона к Белоруссии увеличивается?

Федоров: Смотря с чем сравнивать. Если сравнивать с предыдущими действиями нынешней администрации Обамы, то внимание увеличилось. Ведь в течение двух первых лет существования этой администрации она мало обращала внимание на Белоруссию. Хиллари Клинтон лишь через два года почти случайно вспомнила о ситуации с правами человека в нашей стране. А теперь картина иная.

Но если сравнивать внимание к Белоруссии бывшей администрации Буша, то сравнение не в пользу нынешнего американского руководства. Тогда сам президент неоднократно встречался с представителями белорусских демократических сил. Но трудно говорить о значительном эффекте нынешних усилий США в отношении Белоруссии. Ведь у Вашингтона немного инструментов влияния на нашу страну. Взаимный товарооборот в прошлом году составил несколько сотен миллионов долларов. Даже для Белоруссии это несущественный масштаб, не говоря уже о США. Даже если этот товарооборот уменьшится, это не будет большой потерей для белорусских властей.

Позняк: Встречи американских ведущих лиц с представителями белорусских демократических сил происходят постоянно. Нынешняя внимание Клинтон к белорусскому вопросу объясняется тем, что она находилась в соседней с Белоруссией стране. И заявления госсекретаря США, и акт – это сигнал демократическим силам Белоруссии, белорусским гражданам, попытка стимулировать в Белоруссии нормальную политическую жизнь.

Еще по теме: Стратегия Запада по Белоруссии должна быть долгосрочной

Если заявления о Белоруссии звучат из уст президента Обамы и госсекретаря Клинтон, то они доходят и до рядовых белорусов. А вот принятие упомянутого акта – это событие для разбирающихся в политическом процессе.

Карбалевич: Очевидно, что позиции США и ЕС в белорусском вопросе разные. Возможна ли общая линия Вашингтона и Брюсселя в отношении Белоруссии?



Федоров: На стратегическом или идеологическим уровне разногласий практически нет. И США и ЕС осуждают нарушение прав человека в Белоруссии. Разногласия начинаются тогда, когда переходят к тактическим действиям. Ведь США – это одна страна, и там решение принимаются в одном центре. А ЕС – это 27 стран, имеющих разное отношение и интерес к Белоруссии. Поэтому трудно найти компромисс.

С другой стороны, США практически не заинтересованы в экономическом сотрудничестве с Белоруссией. А торговля Белоруссии со странами ЕС значительна. Через нашу территорию в Европу проходят транзитные газо-и нефтепроводы. Поэтому совместные действия Вашингтона и Брюсселя относительно Минска организовать трудно.

Еще по теме: Моральная пощечина белорусскому режиму


Позняк: Хотя США настроены по отношению к белорусскому режиму более радикально, чем ЕС, Вашингтон не устраивает лобовой давление. Вот утечки через WikiLeaks свидетельствуют о контактах американской администрации с администрацией президента Белоруссии. Главная дискуссия между США и ЕС основывается на таких вопросах: какие должны быть масштабы санкций в отношении режима Лукашенко и масштабы стимулирования. Также важный вопрос: можно ли взаимодействовать в деле демократизации Белоруссии с Москвой. Еще два обстоятельства отодвигают Беларусь из числа приоритетов политики США и ЕС: события на арабском Востоке и экономический кризис.

Карбалевич:
А существует ли общая линия США и ЕС по вопросам кредита Белоруссии от МВФ, Всемирного банка? Или вступление Белоруссии во Всемирную торговую организацию (ВТО)?

Федоров: Да, возможно. Кстати, «Акт о демократии и правах человека в Белоруссии» требует от представителей США в международных финансовых организациях не выделять правительству Белоруссии денег. Думаю, здесь позиции США и ЕС совпадают.

Карбалевич: Этот пункт действовал и в предыдущих вариантах акта. Однако это не помешало тому, что США позволило Белоруссии получить кредиты МВФ в 2008–2009 годах.

Федоров:
США воздержались при голосовании. Это можно рассматривать как отступление от положений акта. А что касается ВТО, то там все проще. Там даже одна страна – член ВТО может заблокировать вступление Белоруссии в эту организацию.

Позняк: То, что США не заблокировали выделение кредита МВФ Белоруссии в 2008–2009 годах, свидетельствует, что политика Вашингтона в отношении белорусского режима не такая уж однозначно жесткая.

Перевод: Светлана Тиванова