Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грузия – Южная Осетия: аргументы и факты

© РИА Новости / Перейти в фотобанкНа улицах Цхинвали
На улицах Цхинвали
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Война начинается с приказа. В ночь на 8 августа 2008 года на свет явился секретный Приказ № 02 начальнику штаба 4-й пехотной бригады вооруженных сил Грузии: «Оперативной группировке осуществить боевую операцию в регионе Самачабло (Южная Осетия) и в течение 72 часов разгромить противника. Восстановить юрисдикцию Грузии в регионе».

Война начинается с приказа. В ночь на 8 августа 2008 года на свет явился секретный Приказ № 02 начальнику штаба 4-й пехотной бригады вооруженных сил Грузии: «Оперативной группировке осуществить боевую операцию в регионе Самачабло (Южная Осетия) и в течение 72 часов разгромить противника. Восстановить юрисдикцию Грузии в регионе».

Перечеркнув 17 лет трудных, но политических, а не силовых, международных переговоров, достаточно успешную работу Смешанной контрольной комиссии, усилия Миссии ОБСЕ, крайне непростую службу российских, осетинских и грузинских миротворцев, президент Грузии принял безответственное и преступное решение атаковать мирный Цхинвал.

8 августа, в первый день летних Олимпийских игр 2008 года, огневой мощью своих спецподразделений грузинские войска приступили к выполнению приказа. Под огнем грузинских ракет и орудий оказались тысячи мирно спавших людей самых разных национальностей, в том числе и грузинской. Снаряды и мины рвались по всему Цхинвалу, не разбирая целей. В результате кровавой акции грузинского руководства пострадали сотни людей - российские миротворцы, простые жители Южной Осетии, журналисты.

Об этом в наших краях не говорили. Зато заверений в прочности литовско-грузинского союза и верности выбранного братьями-грузинами пути было более чем достаточно.

Спустя два года можно хладнокровно оглядеть и изучить события так называемой «пятидневной» войны между Грузией и Южной Осетией. Но начать все-таки хотелось с дней чуть более ранних. С 2007 года, когда у части литовских политиков, а затем и у части общества стали формироваться стойкие симпатии к грузинским реформаторам.
 
Извращенная любовь

Когда в 2007-м против Саакашвили выступила грузинская оппозиция, сознательные литовцы начали хвалить Михаила за демократичность. Рефреном звучала мысль: "Грузия - свободная страна, там каждый может критиковать президента, и Саакашвили относится к этому нормально. Попробовали бы российские оппозиционеры митинговать против Путина!"

Через несколько дней грузинские демонстранты познакомились с водометами и слезоточивым газом, оппозиционные СМИ были задавлены, но президент Саакашвили вновь удостоился рукоплесканий балтийских единомышленников: "Он - сильный, решительный политик,  обезвредивший пятую колонну Москвы! Применение силы было полностью оправдано!"

Вскоре грузинский президент, столкнувшись с неоднозначной реакцией Запада на эту демонстрацию силы, инициировал выборы с участием в том числе и разоблаченных предателей национальных интересов. Поклонники из наших политиков снова похвалили его за демократизм...

Утром 8 августа многие жители Литвы, далекой от гор и проблем горских народов, горячо приветствовали решение грузинского президента о штурме Цхинвали. Улицы захлестнула волна доморощенного милитаризма: "Грузия, вперед! Саакашвили - настоящий лидер! Он восстанавливает территориальную целостность своей страны и правильно делает!" В подтверждение личной убежденности в правоте грузинского дела рядом с литовским триколором вывешивали грузинский крест. После этого была неделя массового помешательства и нечистой совести, сдобренная криками «грузины наши братья!».

Давайте представим, что в последний момент Михаил Саакашвили отказался от силового сценария. Что тогда? Нет никаких сомнений: официальный Вильнюс в лице лучших друзей Грузии наградил бы грузинского президента очередной порцией дифирамбов: "Саакашвили не стал прибегать к оружию, он выбирает мирное решение территориальных проблем! Он не похож на кремлевских милитаристов, палачей Чечни! Грузинский лидер - цивилизованный, европейский политик..."

Сегодня почти всем понятно, что Польша, Украина, Литва, Латвия и Эстония безоговорочно активно поддерживали грузинское руководство не за мифическую "демократичность", "цивилизованность" и "европейскость". Михаила Саакашвили литовские правые, средние и часть левых любят за то, что Мишико противостоит Кремлю. Взгляды шьются на старую политическую колодку: Россия – «империя зла». Это из Бжезинского. Путин и Медведев – «одиозные политики». Это из Ющенко, Адамкуса, покойного Качиньского, Ландсбергиса и некоторых более мелких фигур.  Грузинский лидер давно враждует с Москвой, следовательно, автоматически должен вызывать уважение, симпатии и сочувствие. Особенно теперь, после «российского военного вторжения, разграбления Гори и Поти, фактической аннексии Абхазии и Южной Осетии».
 
Не сотвори кумира

Впрочем, президент Грузии - далеко не первый, кто удостоился безоговорочной поддержки по принципу "от противного". Почему антиглобалисты всех стран влюблены в Уго Чавеса и Фиделя Кастро? Потому, что лихая латиноамериканская парочка бросила вызов американскому диктату, транснациональным корпорациям, бездуховному обществу потребления. Все остальные похвалы в адрес Кубы и Венесуэлы - явление вторичное. Романтики целенаправленно ищут в кубинском и венесуэльском режимах положительные стороны, заостряя внимание на социальных подачках и старательно не замечая нищеты, коррупции, проблем с правами человека. Тот, кто борется с глобализацией, должен быть мудрым правителем и благодетелем народа - это аксиома, под которую усердно подгоняется объективная реальность.

Во время пятидневной войны симпатизирующие Грузии люди с легкостью отбрасывали информацию о массовом применении "Градов", о жертвах среди мирного населения Цхинвали, но жадно впитывали продукцию тбилисского агитпропа. Михаил Саакашвили может делать все что угодно - вводить цензуру и разгонять демонстрантов, развязывать военные конфликты и жевать собственные галстуки... Отечественные ура-патриоты одобрят любую выходку генацвале. А если одобрить невозможно - не поверят. А если не поверить нельзя - напрягут мозги и отыщут благовидное оправдание действиям Мишико. Ибо президент Саакашвили - обладатель универсальной индульгенции: грузинский витязь в тигровой шкуре противостоит злобному русскому медведю!

Кстати, кто сравнивает господина Саакашвили с героическим образом, созданным великим Шота Руставели, «Витязя в тигровой шкуре», несмотря на декларируемую любовь к грузинской культуре, никогда не читал. Иначе постарался бы избежать подобных сравнений.

Головы, пламенно тяготеющие к вечной грузино-литовской любви, хотелось бы слегка остудить. Вся человеческая история демонстрирует ущербность и порочность такого подхода. В свое время честные, благонамеренные и довольно неглупые люди горячо симпатизировали Сталину (он против нацизма!), Гитлеру (он против большевизма!), Шамилю Басаеву (он против российского империализма!), Саддаму Хусейну (он против американского империализма!) и даже Пол Поту (он против вьетнамских марионеток Москвы!). Пора признать, что "борьба против" не является самодостаточной добродетелью. Противодействие любому, даже самому коварному и жестокому врагу, еще не дает права на индульгенцию и статус благородного рыцаря.

Сколько бы российских бомб ни упало на Гори, автократ и милитарист Саакашвили несет свою долю ответственности за развязывание войны.

Некритическое восприятие президента Саакашвили доброй половиной литовского общества - довольно опасная тенденция. Политически активные соотечественники подвержены пагубному синдрому - безоглядной любви к "борцам против". А циничные политики не прочь использовать эту слабость в своих интересах.
 
730 дней спустя

Два года спустя у нас опять вдруг стройно зазвучали замолкшие было голоса: посмотрите, как быстро русской пропагандистской машине удалось вбить в головы большинства европейцев мысль, что в развязывании войны виновата Грузия, напавшая на Южную Осетию. Разве наивная Европа не понимает, что если бы Грузия даже не сделала ни одного выстрела, ее земли все равно оказались бы оккупированными? Ведь в 1940 году Литва была оккупирована, хотя и не сопротивлялась…

Оставим на совести местных «умников» и «умниц» их рассуждения. Напомним, что вместо фантазий полезнее обращаться к фактам. Существует доклад Международной независимой комиссии по расследованию причин конфликта на Кавказе в августе 2008 года, созданной под эгидой Европейского союза и известной как «Комиссия Тальявини». Кстати, в канун обнародования доклада в наших краях кое-кто сладострастно потирал руки, ожидая грандиозной европейской взбучки и публичной порки России. В слушаниях доклада участвовала солидная делегация литовского Сейма. Однако когда госпожа Хайди Тальявини обнародовала собранные документы, никто из делегатов не решился доклад комментировать. Ликование, предвкушение порки и замалчивание обнародованных фактов в данном случае всего лишь две стороны одной медали.

Россия не участвовала в создании этой Комиссии. Тем не менее страна ответственно и серьезно отнеслась к запросам Комиссии Евросоюза. Этого, в конце концов, требовало элементарное уважение к ее главе - авторитетному швейцарскому дипломату, способному на самостоятельные оценки и выводы.

Доклад разделен на три части. Первая часть на 44-х страницах содержит общие выводы и замечания.

Вторая часть на 446 страницах содержит подробное изложение событий, начиная с исторического бэкграунда и общей картины отношений между Грузией и Россией.

Третья часть на 639 страницах содержит подробное изложение точек зрения сторон на конфликт, документальные свидетельства, интервью и тому подобное. Дальше следует анализ собственно войны. Война, по мнению Тальявини, начинается в тот момент, когда Грузия наносит удар по Цхинвали. Правда, тут же уважаемая комиссия оговаривается, что этому предшествовали разные сложные события, цитируем:

«Обстрел грузинскими войсками Цхинвали из тяжелого вооружения признан комиссией началом серьезных боестолкновений, повлекшим остальные события. Однако вместе с тем комиссия подтверждает, что события 7-8 августа стали только точкой высшего напряжения в череде мелких стычек, провокаций и общего роста напряженности, предшествовавшего этому дню».

Усилия Комиссии ЕС не прошли даром - любой думающий человек извлечет из обнародованного 30 сентября 2009 года доклада стержневой вывод о том, что агрессию против Южной Осетии в ночь на 8 августа 2008 года развязало нынешнее руководство Грузии. В конечном счете это главный итог работы «Комиссии Тальявини». Важно также, что в опубликованном документе прямо указано на те государства, которые вооружали и обучали грузинскую армию.

Вот ответ на вопрос, почему на официальном уровне этот доклад в Литве никто не взялся комментировать. Любовь в людоеду как-то не слишком вписывается в современные евростандарты.

Справедливости ради стоит признать, что доклад содержит и ряд двусмысленностей. Большие вопросы вызывает, в частности, пассаж о якобы непропорциональном применении силы российской стороной. Однако в самом же документе можно легко найти аргументы, показывающие искусственный характер подобных рассуждений. Отметим лишь примечательный вывод немецкого профессора права О. Люхтерхандта, участвовавшего в работе в «Комиссии Тальявини» в качестве независимого эксперта. Немец подчеркивает: «Россия может оправдать свою военную операцию против Грузии правом на самооборону (ст.51 Устава ООН), а также правом на коллективную самооборону вместе с Южной Осетией против вооруженного нападения со стороны Грузии». Комментарии, как говорится, излишни. Что касается тезиса о «непропорциональности», то российская сторона применяла силу для подавления тех позиций на территории Грузии, которые использовались для нападения на Южную Осетию.
 
Общий вывод

В любом случае доклад Комиссии Евросоюза дает дополнительную пищу для размышлений по поводу опасности ставки на применение силы для решения конфликтов и показывает, как подобные авантюры ведут к развалу территориальной целостности государств и обострению международной напряженности в целом.

Важно, чтобы международное сообщество в очередной раз не упустило возможность внимательно всмотреться в выводы, содержащиеся в докладе Комиссии ЕС. Ряд размытых и двусмысленных формулировок, как мы понимаем, отражает по-прежнему остающиеся политизированными подходы многих стран Евросоюза к событиям августа 2008 года и их последствиям. Однако это не может заслонить главный вывод доклада о вине Тбилиси за развязанную агрессию против мирной Южной Осетии, полной нелегитимности действий Грузии.
 
Новая архитектура Кавказа

Требования вывести российские войска с территорий Южной Осетии и Абхазии звучат с завидным постоянством. Однако, привнеся в восточную мудрость немного политкорректности, напомним: кто-то воет, а караван идет.

Почему Россия не выводит свои войска?

Во-первых, она не может позволить себе политической роскоши оставаться равнодушной к происходящему. Вопрос стабильности в Закавказье – это и вопрос ее стратегической безопасности. Кроме того, Россия никогда не оставалась безучастной к судьбам живущих здесь малых народов, с которыми ее издавна связывают дружеские отношения.

Во-вторых, Москва исходит из того, что обеспечение прочной стабильности и безопасности в столь чувствительном регионе невозможно без участия международного сообщества. Российская сторона делала многое для того, чтобы в прагматическом ключе решить вопросы продолжения деятельности ООН и ОБСЕ на Кавказе, ведя поиски взаимоприемлемых компромиссов. Не ее вина в том, что миссии пришлось свернуть.

На Западе принято считать, что Кремль просто саботировал их работу. Российская сторона утверждает, что ее партнеры по ОБСЕ и Совету Безопасности ООН стремились закрепить в мандатах миссий нереалистичные и потому неприемлемые политические констатации «территориальной целостности Грузии», подразумевающие ее прежние, не существующие более границы. Естественно, после признания независимости Абхазии и Южной Осетии такой шаг со стороны России просто невозможен.

В-третьих, глубокое беспокойство по-прежнему внушают планы грузинского руководства по ремилитаризации страны, вызывающие в ряде западных государств на удивление позитивную реакцию. При этом наблюдается стыдливое стремление соблюсти невинность и скрыть военное сотрудничество с грузинской стороной, в том числе путем его маскировки под «гуманитарную помощь в преодолении последствий конфликта».

В-четвертых, дальнейшее перевооружение грузинской армии, содействие в восстановлении военной инфраструктуры, подготовке сил спецназначения лишь поощряют официальный Тбилиси к продолжению воинственного курса, политики угроз и провокаций в отношении своих соседей. Это объективно ведет к росту напряженности в регионе.

В-пятых, существуют и действуют статьи 5 договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Абхазией и Южной Осетией, подписанных в Москве 17 сентября 2008 года. Они предусматривают, цитируем:

«В целях обеспечения безопасности Договаривающихся Сторон, а также мира и стабильности в Закавказском регионе каждая из Договаривающихся Сторон будет предоставлять другой Договаривающейся Стороне право строительства, использования и совершенствования ее вооруженными силами военной инфраструктуры и военных баз (объектов) на своей территории».

Размещение войск, таким образом, абсолютно легитимно. Оно также полностью поддерживается населением. При этом функции российских военных строго ограничены обеспечением безопасности республик перед лицом внешней угрозы, которая исходит сегодня от режима Саакашвили.

Кстати, Россия, вопреки расхожему мнению, не стремится наращивать военное присутствие сверх необходимых уровней. Так, по сравнению с сентябрем 2008 года численность российских военнослужащих в Южной Осетии сократилась с 3700 до, приблизительно, 2500 человек. Их них 1700 находятся в составе контингента Минобороны и 800 – в составе Пограничной службы ФСБ России.

В Абхазии находятся 1341 пограничник и 1700 военнослужащих Минобороны.

На фоне агрессивно-провокационного поведения грузинской стороны в абхазском и югоосетинском приграничье, российское военное присутствие в молодых республиках является сегодня важнейшим сдерживающим фактором, охлаждающим реваншистские устремления официального Тбилиси. Вот документ, озаглавленный «О ситуации на границах Южной Осетии и Абхазии».

Какова же там ситуация? Цитируем:

«В приграничных с Южной Осетией районах идет концентрация грузинских войск и полицейских формирований, создаются новые полевые лагеря, наблюдательные пункты, к границам Южной Осетии подтягиваются тяжелые вооружения. Там сосредоточены грузинские силовые структуры (вооруженные силы и МВД) общей численностью около 2500 чел. В зоне, прилегающей к границе, развернуто 35 стационарных и мобильных постов. Ведутся активные работы по их инженерному оборудованию. В районе озера Базалети осуществляется строительство объектов военной инфраструктуры. В районе населенного пункта Мерети сконцентрированы танки и БМП.

На военном полигоне базы вооруженных сил Грузии «Гори» проводились комплексные полевые занятия 1-й пехотной бригады и отдельного танкового батальона сухопутных войск. В конце января с. г. грузинская сторона в очередной раз отказалась разрешить проведение оценочного визита и верификационной инспекции, которая должна проводиться в соответствии с Венским документом от 1999 г. Расцениваем это как попытку скрыть истинное положение дел о нахождении грузинских воинских частей.

В приграничных с Абхазией районах сосредоточено до 2000 бойцов спецназа вооруженных сил и МВД Грузии. На участке грузино-абхазской границы от устья реки Ингури до населенного пункта Эрисцкали развернуто 10 стационарных и 17 выносных постов. Вблизи границы, в населенных пунктах Коки и Джвари, развернуты позиции РСЗО "Град" и 120–мм минометов. На примыкающей к Кодорскому ущелью грузинской территории дислоцируется подразделение спецназа МВД Грузии численностью около 300 человек», конец цитаты.

Как же при наличии всех этих слагаемых можно выводить войска из взрывоопасного региона?

При этом руководство страны отмечает, что Россия всегда была и остается приверженной вековым традициям добрососедства и дружбы с близким ей грузинским народом. Москва искренне хочет видеть Грузию стабильным, независимым, подлинно демократическим государством, живущим в мире и безопасности, поддерживающим дружеские отношения со всеми странами.

Сегодня исключительно важно, чтобы были извлечены должные уроки из событий августа 2008 года. Мировому сообществу нельзя делать вид, будто ничего не произошло. Те, кто продолжает вооружать Тбилиси, кто, как ни в чем не бывало, проводит там натовские учения, кто протаскивает в международные документы ссылки на «территориальную целостность Грузии», подразумевая ее прежние границы, - закладывают предпосылки для новых всплесков насилия на Кавказе. Ведь это прямое поощрение режима, представляющего угрозу региональной стабильности, соседним народам, да и собственным гражданам тоже, о чем говорят признаки серьезного общественного недовольства в стране.

Требуется признать очевидное: по вине нынешнего руководства Грузии сохранявшийся шанс обустроить отношения с абхазами и осетинами в рамках единого государства оказался перечеркнут и теперь безвозвратно утерян. Разумеется, эти народы будут по-прежнему жить рядом с грузинами, как это было веками. Поэтому альтернативы налаживанию добрососедства и сотрудничества нет. Только делать это теперь придется на иной – межгосударственной основе.  Нужно признать качественно новые реалии, сложившиеся на Кавказе, и приступать к совместной работе по стабилизации и нормализации ситуации в регионе.
 
Публикуется впервые

Этот документ никогда ранее в литовских СМИ не публиковался. Даже не упоминался. Между тем в контексте выводов, сделанных в докладе Международной независимой комиссии по расследованию причин конфликта на Кавказе в августе 2008 года, созданной под эгидой Европейского союза и известной как «Комиссия Тальявини», он представляет исключительный интерес. Хотя бы потому, что граждане Евросоюза имеют право на информацию.

Документ получен из абсолютно надежного источника. Его подлинность не вызывает никаких сомнений. Орфография оригинала сохранена.

8 и 9 августа 2008 года Следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации (СКП) были возбуждены уголовные дела по фактам убийств военнослужащих российского миротворческого батальона и граждан Российской Федерации, проживавших на территории Южной Осетии.

На основании собранных дополнительных сведений 12 августа 2008 года было возбуждено уголовное дело по статье 357 Уголовного кодекса РФ «Геноцид». Впоследствии указанные уголовные дела были соединены в одном производстве.

По заявлению председателя СКП Александра Бастрыкина, расследование в связи с августовскими событиями завершено.

В частности, установлены и задокументированы следующие факты:

- убийство 162 жителей Южной Осетии и причинение вреда здоровью различной степени тяжести 255 мирным гражданам республики осетинской национальности;
- убийство 48 военнослужащих воинских подразделений Вооруженных сил Российской Федерации, в том числе 10 военнослужащих из состава миротворческого батальона Смешанных сил по поддержанию мира, а также причинение вреда здоровью различной степени тяжести 162 военнослужащим;
- умышленное уничтожение военнослужащими грузинских вооруженных формирований населенных пунктов Южной Осетии с преимущественным проживанием осетин;

- умышленное применение военнослужащими грузинских вооруженных формирований тяжелого вооружения неизбирательного действия при обстреле жилых кварталов и объектов гражданской инфраструктуры.

В общей сложности потерпевшими в результате военных действий Грузии против Южной Осетии признаны 5143 жителя республики из числа гражданских лиц.

В протоколах осмотров мест происшествия представителями СКП зафиксировано, что в результате применения Грузией по городу Цхинвал и другим населенным пунктам Южной Осетии современных средств поражения было полностью разрушено и сожжено 655 жилых домов. Кроме того, подверглись частичному разрушению 2139 жилых строений и помещений, в которых проживало преимущественно осетинское население республики.

Существенный ущерб был нанесен гражданской инфраструктуре республики, в результате чего были нарушены условия жизнедеятельности десятков тысяч людей. По данным МЧС России, на территории Южной Осетии было, в частности, разрушено 29 объектов образования, 17 объектов здравоохранения, 10 объектов транспорта, 68 километров сетей газопровода, 160 километров сетей водоснабжения, 458 километров линий электроснабжения.

Согласно данным Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и Министерства культуры Южной Осетии, в зоне грузино-югоосетинского конфликта оказались 33 из 62 объектов культурного наследия, расположенных на территории республики. Выборочное обследование технического состояния памятников истории и культуры, проведенное 15-18 августа 2008 года, выявило утрату ряда уникальных объектов вследствие массированного обстрела югоосетинских населенных пунктов грузинскими войсками с применением тяжелой артиллерии. Помимо этого, были зафиксированы факты совершения грузинскими вооруженными силами актов вандализма и умышленного уничтожения памятников культуры осетинского народа, а также мест захоронений осетин.

Одним из тяжелейших последствий военных действий Грузии против Южной Осетии стал массовый исход населения на территорию Российской Федерации в поисках убежища. Согласно данным Управления Федеральной Миграционной службы России по Республике Северная Осетия-Алания, в период с 7 по 16 августа 2008 года территорию Южной Осетии покинуло более 36 тысяч человек осетинской национальности, большинство из которых - престарелые, женщины и дети.

Собраны убедительные подтверждения преднамеренного характера действий высшего политического и военного руководства Грузии и военнослужащих грузинских вооруженных формирований.

Это, в частности, протоколы осмотров мест происшествия, допросов свидетелей и потерпевших, а также данные Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, основанные на документах и электронных носителях информации, захваченных в ходе военной операции - подробные аэрофотосъемки местности и топографические карты с условными обозначениями тактической обстановки, военно-штабные планы, приказы и иные документы. Согласно этим материалам, штабом Вооруженных сил Грузии заблаговременно были подготовлены планы вторжения на территории Южной Осетии и Абхазии. Указанными документами предусматривалось уничтожение сел с преимущественным проживанием лиц осетинской национальности. В качестве артиллерийских целей, наряду с объектами силовых структур Южной Осетии, были спланированы для поражения штаб и полигон российского миротворческого батальона, Дом правительства республики и телевизионная вышка в городе Цхинвале.

При проведении наступательных действий планировалось применение средств артиллерии неизбирательного действия, в том числе реактивных систем залпового огня, использование которых в населенных пунктах влечет массовую гибель мирного населения и масштабные разрушения объектов жизнеобеспечения граждан.

Главной военной прокуратурой Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Республики Южная Осетия также установлены факты использования вооруженными силами Грузии в ходе боевых действий в отношении гражданского населения кассетных боеприпасов и 500-килограммовых авиационных бомб, применение которых против мирного населения является нарушением Женевских конвенций 1949 года и Дополнительных протоколов к ним 1977 года.

К материалам уголовного дела СКП приобщен План мероприятий по блокированию и отравлению водоснабжения города Цхинвал и прилегающих к нему населенных пунктов в период боевых действий, утвержденный марионеточной прогрузинской «администрацией Южной Осетии» незадолго до грузинского нападения.

Необходимо также принять во внимание заявления, поданные в Европейский суд по правам человека жителями Южной Осетии - гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате противоправного применения Грузией вооруженной силы. Всего в Европейский суд по правам человека направлено более 3300 заявлений.

Совокупность фактов дает основание предполагать наличие с грузинской стороны умысла на уничтожение национальной группы осетин как таковой. Сравнительно небольшое число жертв объясняется в первую очередь высокой степенью готовности осетинского населения к возможному нападению с грузинской стороны, своевременно организованной эвакуацией и оперативным вооруженным вмешательством российской стороны.

Для справки: Александр Иванович Бастрыкин (родился 27 августа 1953 года в Пскове).

Российский государственный деятель, первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ. Доктор юридических наук, профессор.