- Серьезным препятствием для нормального развития армяно-грузинских отношений может стать решение Грузии о продаже Азербайджану грузинского участка газопровода из России в Армению. Насколько вероятным вы считаете подобное решение?
- Несмотря на то, что азербайджанская компания SOCAR является основным дистрибьютором газа в регионах Грузии, а Грузия зависит более чем на 80% от поставок газа из Азербайджана, на данном этапе этот вопрос не рассматривается, я лично об этом ничего не слышал. Потенциально Азербайджан может купить этот газопровод, но я думаю, что если этот вопрос будет внесен в повестку дня, то грузинские власти учтут тот факт, что этот газопровод направляется в Армению, а у Грузии и Армении, несмотря на ряд разногласий, много общего.
- После последней встречи Сержа Саргсяна и Михаила Саакашвили создалось впечатление, что Саакашвили прибыл в Армению только для проведения школьной олимпиады. На ваш взгляд, какова была основная цель этой встречи, поскольку между Арменией и Грузией есть много проблем и в первую очередь - судьба газопровода?
- Я хочу приветствовать встречу двух лидеров. Конечно, вопросов, которые подлежат обсуждению между лидерами двух стран, много. Они касаются и торгово-экономических отношений, в том числе и функционирования участка Верхний Ларс, также строительство дороги из Армении в сторону Черного моря через южные регионы Грузии, также ситуации в джавахетском регионе, и вопросов газопровода, который у нас называют магистральным.
- Как вы оцениваете роль НАТО в сохранении безопасности на Кавказе?
- Думаю, что на данном этапе НАТО не старается быть более вовлеченным в сферу безопасности стран Южного Кавказа. Хотя, учитывая потенциал Альянса, который был гарантом стабильности на Балканах, если в будущем НАТО будет более активна на Кавказе, то это только будет позитивно отражаться на безопасности Кавказа.
- Что вы конкретно имеете в виду, выдвигая подобные предположения? Вы верите в действительное сближение между НАТО и Россией?
- В первую очередь это касается членства Грузии в НАТО, к примеру, если Грузия станет членом Альянса, то это намного снизит возможность очередной агрессии со стороны России против Грузии. А стабилизация в Грузии может позитивно отразиться на восстановлении территориальной целостности мирным путем. Между НАТО и Россией определенное сближение произойдет. Хотя, они все равно останутся геополитическими противниками.
- Грузия стремится стать членам НАТО, но есть впечатление, что НАТО, не желая портить отношения с Россией, так активно не работает по этому вопросу. Как вы прокомментируете это?
- Здесь есть разногласия между членами НАТО. Несколько стран активно поддерживают членство Грузии в НАТО. Это, как вы знаете, США, страны Балтии, государства Восточной Европы, Великобритания и т.д. К сожалению, несколько ведущих европейских стран Альянса предпочитают развивать отношения с Россией. Но в общем контексте функционирует комиссия НАТО - Грузия и Грузия осуществляет ежегодную национальную программу.
- Армения является членом ОДКБ, Грузия стремится стать членам НАТО, Азербайджан же работает с обеими сторонами. На ваш взгляд, до каких пор эта ситуация может продолжаться и, в случае изменения, в какую сторону пойдет?
- Думаю, что в ближайшем будущем изменения данной ситуации не будет, хотя Армения и Азербайджан в дальнейшем будут наращивать сотрудничество с НАТО.
- Известно, что стандарты НАТО относятся не только к армии и ее структурам, но также включают в себя многие демократические стандарты, без которых нет смысла говорить о евроатлантической интеграции нашего региона. По вашему мнению, что могут сделать НАТО и общества Южного Кавказа на пути сближения?
- Да, действительно, НАТО – это в первую очередь сообщество демократических государств. Так что, дальнейшая демократизация стран Южного Кавказа необходима. Это особенно касается Грузии, которая желает стать членом Альянса. В нашем государстве должны быть продолжены реформы в судебной и избирательных системах и т.д.
- Известно, что Россия болезненно принимает любую деятельность НАТО в постсоветских странах, даже на уровне двусторонних отношений. Представляется, что цель перезагрузки, о которой говорил Барак Обама, в том, чтобы убедить Россию, что НАТО не представляет для нее угрозы. Как вы думаете, такая политика может быть успешной, если учитывать, что представляет собой сегодняшняя Россия?
- Я думаю, Россию очень трудно убедить в том, что НАТО не представляет угрозу для России. Россия постоянно нуждается в наличии образа врага.