На протяжении 20 лет Россия пытается выстроить более-менее стабильные и предсказуемые отношения с Западным сообществом, что так и не привело к решению наиболее важных вопросов. США и ведущие европейские государства пытаются удерживать Россию на определенной дистанции, то есть, оказывать на нее необходимое влияние, интегрировать ее в свои задачи, но на положении «подчиненного» государства, принимающего правила игры, либо навязанные ей, либо предложенные ей на не очень понятных основаниях. Команда нынешнего президента России сдала уже многие позиции, но так и не получила должного ответа. Надежды на стратегический альянс с Китаем также не состоялись, и, возможно, отношения между Китаем и Россией не будут развиваться в предполагаемом формате. Кстати, это не стало неожиданностью для американцев и европейцев.
Как ни странно, но, заявляя о тех или иных направлениях развития отношений с Россией, США не торопятся договариваться ни по проблемам ПРО, ни по регионам. Даже в нынешний период заметного снижения активности США во внутренних регионах Евразии американцы демонстрируют неизменность своих целей и интересов. Государства, образующие огромный массив от Балтийского моря до Черного, демонстрируют свою перманентную враждебность в отношении России, здесь разыгрывается долговременная игра по сооружению барьера между Россией и Германией и вообще Западной Европой.
Российское руководство до крайности испортило отношения с Ираном, не получив взамен ничего существенного. Россия по-прежнему не сумела решить многие принципиальные вопросы национальной безопасности. Нужно сказать, в умелых руках этот аргумент может стать весьма весомым и обоснованным в сфере предвыборной пропаганды в России. Д.Медведев и его новоявленная команда «прилипал» и «перебежчиков» не сумела-таки обеспечить решение ряда наиболее приоритетных проблем безопасности. Поэтому, независимо от политических предпочтений президента России, Москва пытается заручиться поддержкой Турции, чьи проблемы во многом схожи с российскими проблемами, в том числе, в сфере безопасности и отношений с Западом, и в регионах. Трудно сейчас найти две другие крупные державы Евразии, чьи интересы настолько сочетаются и насколько возможно достигнуть общих, взаимовыгодных решений. Сейчас создается впечатление, что политики Турции и России являются сочетанием и дополнением друг друга.
Российские политики и политические разработчики до сих пор находятся под сильным впечатлением от позиции, которую заняла Турция в момент войны в Осетии. Несмотря на то, что прецеденты такого поведения и мотивации Турции уже имели место в отношении военной операции США в Ираке, но Черное море и Кавказ - это очень конкретно для России, очень чувствительный регион, и Турция получила главный приз от России в связи со своими действиями. Турция необходима России не только как удобный экономический и политический партнер, но и в качестве стратегического партнера для обретения предпочтительных позиций в диалоге с США, Европой и НАТО. Нужно сказать, что в отношениях с Турцией заинтересованы широкие предпринимательские круги и чиновники России, то есть административная и деловая элиты. От экономических отношений с Турцией зависит благополучие многочисленных администраторов как в Москве, так и в отдельных регионах России.
В настоящее время отношения между Турцией и Россией обрели новое содержание, дипломаты обеих стран стали обсуждать очень многие проблемы, которые ранее оставались в тени, в том числе и очень деликатные темы, касающиеся государств Черноморско-Кавказского и Центрально-Азиатского регионов. Имеется достоверная информация о том, какое место в турецко-российских отношениях занимает Южный Кавказ, в том числе Армения. Совершенно понятно, что национальные интересы Армении стали предметом политического торга между Турцией и Россией. Именно Россия стала инициатором включения Турции в процесс обсуждения карабахской проблемы, и этот режим участия Турции вполне устраивает Россию. Россия очень хорошо понимала, что «футбольная дипломатия» приведет к усилению ее позиций на Кавказе, понимала, с чем выйдет Армения из этого навязанного ей процесса. Россия имеет цели уравнять свои отношения со своим «союзником» Арменией и Азербайджаном, чья политика непосредственно направлена против интересов России.
Но, так или иначе, Россия остается в значительном проигрыше. Она не сумела решить проблемы в отношениях с Азербайджаном и все еще не определилась в отношениях с Турцией, которые могли бы обрести обязывающий и стратегический характер. Тем не менее, процесс сближения России с Турцией продолжается, и это, так или иначе, сказывается на положении не только Армении, но и армянского населения в России. Несомненно, между официальными властями Турции и России имеется взаимопонимание по поводу ограничения общественной жизни армян на Северном Кавказе. Российские общенациональные и региональные элиты сейчас таковы, что Армения и армяне России непременно попадут под «колеса» турецко-российского сближения.
Главной угрозой для Армении остается новая карабахская война, в условиях, когда Турция и Россия не заинтересованы в военном и политическом успехе Армении, а Западное сообщество стало заинтересованным в развертывании региональной войны в Южном Кавказе для дезорганизации ожидаемого турецко-российского альянса и усиления своего присутствия и влияния в регионе.
С началом «холодной войны» завершился период политического модерна, в том числе в сфере мирового противостояния. Сейчас, с разрушением двуполярной системы и возникновением многополюсной мировой системы, наступила эпоха постмодерна, когда на смену геополитике пришла геоэкономика, со своими мотивациями. Наступило время более-менее управляемых матричных войн, имеющих, в любом случае, локальный характер. Ни глобальная система безопасности, ни отдельные крупные государства не в состоянии вести глобальные войны, и проблемы геоэкономики и безопасности решаются локальными войнами. Для целей таких войн совершенно неприемлема национально-освободительная война, и продавливаются сценарии матричных войн эпохи постмодерна. В конкретном случае, преследуется цель военного и политического разгрома и достижение полной управляемости Азербайджана, который стал нежелательным на политической карте мира. Одновременно решается вопрос недопущения сближения Турции и России.
Системная война в карабахской провинции может начаться только по сигналу из Анкары, когда выяснится, что США и их партнеры в Европе и на Ближнем Востоке перешли к новому этапу блокирования Турции. Но системная война не устраивает мировых топ-менеджеров, потому что системная война означает усиление роли Турции и России, которые санкционируют и остановят эту войну.
Но здесь возникает одно обстоятельство: Россия будет вынуждена встать на сторону и поддержать Запад, при любых целях и задачах. Иначе ей не удержать ситуацию, и она просто выйдет из числа держав, принимающих решения. Нужна совершенно другая ситуация, когда возникнет апелляция и имитация «легитимной случайности», как главного «фактора» войны эпохи постмодерна.
Что же делать, при этом, Армении? Выход очень прост – дезорганизовать эти планы и воспользоваться благоприятными обстоятельствами в своих интересах. Кстати, матричная война на Кавказе может привести к устранению от власти Д.Медведева и его команды. Если у русской нации нет духовных и физических сил смести нынешнюю элиту, это сделают другие нации, хотя бы ценой больших жертв. Растерянная и капитулирующая Россия опускается на колени перед османами, кто же поднимет Россию с колен?
(Публикуется с небольшими сокращениями)