Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Оливер Стоун — о новом фильме про Путина

© AP Photo / Alvaro BarrientosАмериканский режиссер Оливер Стоун
Американский режиссер Оливер Стоун
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя об этом официально и не объявлено, Стоун подтверждает, что снимает новый фильм о Путине, который скоро будет закончен. Он станет гвоздем сезона, если учесть заявления о влиянии России на президентские выборы в США и на членов администрации Трампа. Фильм о том, как Путин воспринимает события, произошедшие с тех пор, как он впервые стал президентом в 2000 году.

Для кинорежиссера, который на протяжении всей своей карьеры вызывает жаркие споры, индивидуалист Оливер Стоун (Oliver Stone), снявший «Взвод» (Platoon), «Уолл-Стрит» (Wall Street), «Рожденный четвертого июля» (Born On The Fourth Of July), «Прирожденные убийцы» (Natural Born Killers) и «Сноуден» (Snowden), производит впечатление человека невероятно рассудительного.


На вопрос о его отношении к администрации Трампа режиссер трех фильмов об американских президентах — «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», (JFK) «Никсон» (Nixon) и «Буш» (W.) — отвечает дипломатично.


«Я предпочел бы сначала поговорить немного о фильме, — говорит Стоун, находящийся в Лос-Анджелесе, накануне своей поездки в Австралию в следующем месяце. — А потом мы можем перейти к этому.


«В заголовках во мне всегда видят государственного деятеля или политика, или кого-то еще похуже, и я просто хочу напомнить людям, что я еще и драматург. Я рассказываю истории».


За годы блистательной и зачастую не лишенной пафоса карьеры в американском кино Стоун создал 20 фильмов и серию недавних документальных фильмов на политические темы. На фоне грандиозного успеха и драматических неудач он получил три «Оскара» и восемь раз был номинирован на другие кинопремии.


Но, несмотря на то, что ему достается от критиков, пожалуй, больше, чем любому ведущему режиссеру Голливуда, 70-летний Стоун продолжает заниматься неоднозначной тематикой.


Хотя об этом официально и не объявлено, Стоун подтверждает, что снимает новый фильм о российском президенте Владимире Путине, который скоро будет закончен. Он станет гвоздем сезона, если учесть заявления о влиянии России на президентские выборы в США и на членов администрации Трампа.


«Это не столько документальный фильм, сколько своего рода интервью, — говорит он. — Владимир Путин является одним из самых значимых лидеров в мире, и поскольку Соединенные Штаты Америки объявили его врагом — большим врагом — я думаю, нам очень важно послушать, что он хочет сказать».


Фильм рассказывает о том, как Путин воспринимает события, произошедшие с тех пор, как он впервые стал президентом в 2000 году.


«В нем мы в полном объеме познакомимся с точкой зрения Путина, о чем мы, как американцы, еще не слышали, — говорит Стоун. — За два года мы четыре раза приезжали, чтобы встретиться с ним».


«Сначала я говорил с ним о деле Сноудена (Edward Snowden), о котором говорится в фильме. И после этого возникло, я думаю, доверие — он знал, что при монтаже я не буду что-то особо менять».


Каковы его впечатления о жестком российском лидере?


«Он говорит довольно прямо, — рассказывает Стоун. — Думаю, мы правильно сделали и показали его с лучшей стороны, представив [его высказывания] на фоне западной риторики, что позволяет объяснить его точку зрения, и мы надеемся, что это поможет предотвратить дальнейшее непонимание и опасную ситуацию — на грани войны».


Хотя Стоун стал республиканцем под влиянием отца, который был биржевым маклером, его взгляды на мир — и его политика — изменились во время службы во Вьетнаме, где он участвовал в войне и получил боевые награды — «Бронзовую звезду» и «Пурпурное сердце». Говорят, что на президентских выборах в 2008 году и в 2012 году он голосовал за Барака Обаму, а затем — в прошлом году — за кандидата от Партии зеленых Джилл Стайн (Jill Stein). Но он решительно опровергает заявления о влиянии России на президентство Трампа.


«На мой взгляд, это путь, который ведет в никуда, — говорит Стоун. — Это внутренняя политическая война в США, в которой Демократическая партия совершила групповое самоубийство или что-то такое, чтобы создать вокруг него скандал, другими словами, полностью развенчать его, лишить легитимности и тем самым, по сути, дестабилизировать обстановку в США».


«Они занимаются тем, что разрушает доверие, существующее между народом и властями. Это очень опасная позиция — выдвигать обвинения, которые не можешь обосновать».


Одна из тем, которую Стоун будет обсуждать на мероприятиях, проводимых в следующем месяце в Сиднее в рамках проектов Vivid Ideas и Semi Permanent — способность кино вызывать изменения. И, несмотря на то, что он снял много патетичных фильмов об энергичных политических деятелях, сам он, похоже, настроен пессимистично.


«За время работы я снял три фильма о войне во Вьетнаме, три фильма о президентах, один фильм о Центральной Америке, один фильм экономического содержания об Уолл-стрит и так далее, — говорит он. — И на отношение к войне, они никак не повлияли».


«Возможно, некоторые люди в своем отношении к войне убеждаются в своей человечности и в ее бессмысленности — особенно когда дело касалось Вьетнама, но это не стало для них аргументом против войны в Ираке или Ливии, Сирии или Афганистане. Очень досадно и грустно быть ветераном войны, и видеть, что Америка не слушает».


«Многие люди любят фильмы, но я не знаю, как долго они остаются в памяти. Когда имеешь дело с государственной властью, у которой есть такой инструмент, как сила пропаганды, позволяющая вновь и вновь каждый день посторять, что „такой-то является врагом, и что мы должны идти на войну", возникает ситуация, как в романе (Оруэлла) „1984"».


После успеха первых фильмов «Полуночный экспресс» (Midnight Express) и «Лицо со шрамом» (Scarface) Стоун снял еще картины «Сальвадор» (Salvador), «Дорз» (The Doors), «Каждое воскресенье» (Any Given Sunday), «Александр» (Alexander), «Башни-близнецы» (World Trade Centre), сиквел «Уолл Стрит: Деньги не спят» (Wall Street: Money Never Sleeps) и «Особо опасны» (Savages). Он снял документальные фильмы о кубинском лидере Фиделе Кастро (последний из них — «Кастро зимой»/Castro in Winter), о левацких властях Латинской Америки («К югу от границы»/South of the Border), о президенте Венесуэлы Уго Чавесе («Мой амиго Уго»/Mi Amigo Hugo) и о политической истории Америки (сериал «Нерассказанная история Соединенных Штатов/The Untold History of the United States).


«Вот я думаю, тебя ценят и помнят — иногда освистывают, ненавидят, ругают — но в конечном итоге, помнят ли?— рассуждает он. — Меня это интересует. Я думаю, что многие драматурги тоже задаются таким вопросом».


На фоне эскалации ядерной напряженности с Северной Кореей Стоун говорит, что его беспокоит то, к чему могут привести недавние авиаудары США по Сирии и Афганистану.


«Мне 70 лет, — говорит он. — Я застал кубинский ракетный кризис. Я видел наши войска, воевавшие во Вьетнаме».


«Я помню время, когда при Рейгане — люди узнали об этом позже — дело чуть не дошло до ядерной конфронтации в 1983 году [когда советская система раннего предупреждения ошибочно сообщила, что США запустили межконтинентальные баллистические ракеты]. Ситуация была на грани.


«Все это время были ситуации на грани. Мы чувствовали, судя по договоренностям между Горбачевым и Рейганом, и после того, как распался Советский Союз, что для многих из нас все это закончится — что Соединенные Штаты, покончив со своей милитаризацией, получат мирные дивиденды — но ничего не изменилось.


«США тратят на оборону и безопасность почти триллион долларов в год, это больше, чем расходы на безопасность и оборону всех стран мира. Людям, которые смотрят на это рационально, это кажется непростительным».


Стоун сожалеет, что его последний фильм «Сноуден» плохо приняли в прошлом году в Австралии. Он считает, что это важный фильм, поскольку в нем предпринята попытка рассказать правду об американском служащем разведки, который раскрыл масштабы скрытого наблюдения, санкционированного правительством.


И он считает, что движение в сторону использования «всевидящей» техники наблюдения может быть огромной ошибкой.


«Я думаю, что у нас много ложной информации — как говорится, „фейковых" новостей — используется в политических идеологических целях, — говорит он. — Иными словами, благодаря этой технике США смогли с полной уверенностью заявить, что Россия во время выборов взломала компьютерные системы. От кого это идет? От спецслужб, которые изо всех сил воюют против России.


«Им нельзя доверять. Это важно понять. Я думаю, что в фильме «Сноуден» видно, почему им нельзя доверять».


Хотя федеральные прокуроры США обдумывают вопрос, нужно ли выдвигать обвинения против основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа (Julian Assange), Стоун остается горячим сторонником человека, которого он посещал в посольстве Эквадора в Лондоне.


«Уже 10 лет он является образцом честности и порядочности, — говорит Стоун. — Он очень много сделал для того, чтобы те, кого это заботит, могли понять мир».


«К сожалению, его сообщения иногда слишком пространны и запутанны, и их слишком сложно понять, но я думаю, что СМИ по-настоящему навредили ему, раскрутив скандал и обвинив его в изнасиловании, и продолжая упорно настаивать на этих бредовых обвинениях. Это пугающее поведение, к тому же, неэтичное и беззаконное».


Ассанж с 2012 года живет на территории посольства, чтобы не оказаться в Швеции, где ему предъявят обвинение в сексуальном насилии.


Стоун не верит заявлениям, что люди близкие к Кремлю передали WikiLeaks секретную информацию в рамках российского заговора, спланированного с целью повлиять на состоявшиеся в прошлом году президентские выборы.


«Я очень высокого мнения об Ассанже, когда речь идет о многих вопросах государственной важности, — говорит он. — Я очень серьезно отношусь к его заявлению о том, что никакой информации от России или других государств он не получал».


Семь лет назад Стоун заявил, что без особого оптимизма воспринял заявление США о том, что «империя доживает свои последние дни. Вавилон падет». А какие чувства он испытывает сейчас, видя состояние своей страны, переживающей не лучшие времена?


«Если вы проанализируете мою работу, вы поймете, что во мне растет чувство обеспокоенности, — говорит Стоун. — В молодости я был очень консервативен.


«Мой отец был ярым республиканцем, и я вырос в этой обстановке. Но мой жизненный опыт сделал меня другим. Я снимаю фильмы, в которых все чаще находят отражение и моя точка зрения, и мои опасения.


«При этом я продолжаю снимать фильмы на криминальные темы. Я продолжаю делать фильмы о футболе. Я все это смешал. Я по-прежнему люблю фильмы, как фильмы, и стараюсь делать все мои работы, в которых есть „политический уклон", как можно более интересными и увлекательными».


И вновь легендарный мастер-рассказчик уходит от обсуждения политики.


«Давайте говорить о кино, настаивает Стоун. — Не забывайте, что я режиссер».