Один из ведущих транспортных специалистов Великобритании заявил Русской службе Би-би-си, что решить проблему автомобильных заторов в Москве можно только при помощи введения платы за въезд в центр российской столицы.
С главой кафедры изучения транспортных проблем лондонского Вестминстерского университета Остином Смитом (Austin Smith) побеседовал Евгений Каневский.
Остин Смит: Возникновение пробок можно объяснить основными законами экономики, законами спроса и предложения. Если есть слишком большой спрос на ограниченное предложение дорожного пространства, тогда и возникают пробки. Эти законы действуют в любом городе, будь то Нью-Йорк или Москва.
В первую очередь необходимо задуматься о том, как взимается плата за использование дорог. В большинстве городов водители не платят за это непосредственно. Конечно, с них взимают налоги за машину или общий дорожный налог, но они обычно не должны оплачивать использование конкретных дорог.
Одно из немногих исключений – Лондон, где была введена зона платного въезда. Это заставило водителей задуматься, прежде чем сесть за руль и поехать в центр города.
Би-би-си: Какие меры принимаются в других городах мира, кроме введения зоны платного въезда?
- Ни один большой город, в том числе Лондон, не смог полностью решить проблему пробок. Но меры, введенные в Лондоне, сделали эту проблему более терпимой. В других мегаполисах, например, в Сингапуре и в некоторых скандинавских городах, тоже была введена оплата за въезд в центр города.
Чтобы бороться с пробками, необходимо иметь хорошо развитую систему общественного транспорта. Общественный транспорт должен очень эффективно работать и охватывать в одинаковой мере все участки города.
В Москве, например, существует одна из крупнейших и эффективных систем метрополитена. Но в систему общественного транспорта должно входить не только метро, но и, скажем, автобусы.
Необходима также интегрированная система дорожных проездных билетов, которые работали ли бы на разных видах транспорта. Вы покупаете билет, и он действителен для проезда не только метро, но и в автобусах и трамваях.
- Москва строится по радиальному принципу, и вокруг нее построены несколько кольцевых дорог. Некоторые говорят, что подобная планировка более пригодна для отражения нападений кочевников, чем для проезда автомобилей. В какой степени городская планировка влияет на возникновение пробок?
- Это - главный фактор для понимания транспортной ситуации в любом городе. Если посмотреть на разные города мира, именно их планировка и использование земли определяют дорожное движение.
Многое зависит от уровня населенности города.
Давайте сравним Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Нью-Йорк очень густо населен, особенно на Манхеттене идет активная экономическая деятельность. На работу в этот нью-йоркский район ежедневно приезжает больше двух миллионов человек.
А это требует эффективной системы общественного транспорта, способного перевозить большое количество людей. Город с такой густой населенностью не может полагаться на то, чтобы люди сами приезжали на работу на личных машинах.
Если посмотреть на другие американские города, например, Лос-Анджелес или Финикс в штате Аризона, то видно, что эти города лучше приспособлены для машин. Они спланированы так, чтобы водителям было удобно ими пользоваться.
В них нет центров, где работает большинство людей. Их улично-дорожная сеть построена по прямоугольной, а не радиальной схеме. Это позволяет машинам свободнее передвигаться, но только до определенного момента. Система переполняется в момент, когда у каждого взрослого человека есть машина, и он ею регулярно пользуется.
Тогда и в этих городах возникают пробки. В таких случаях проблему пробок решают путем расширения города, роста его окраин.
Но сейчас в Лос-Анджелесе не только расширяют окраины, но и пытаются создать центр города и одновременно создавать эффективную систему общественного транспорта.
- А помогает ли решить проблему строительство новых дорог?
- Нет, особенно в том, что касается экологии. В России, где растет число владельцев автомобилей, строительство новых дорог просто приведет к росту числа машин на дорогах. Известно, что новые дороги заполняются через год-два после их строительства.
- В некоторых городах мира, например, в Пекине во время Олимпиады была введена система, когда машины с определенными номерными знаками могли въезжать в город в определенные дни недели. Эффективна ли такая система?
- Честно говоря, это больше похоже на рекламные трюки, которые не приносят реальной пользы. Если у вас достаточно денег, вы просто покупаете две машины - одну с четным номером, а другую - с нечетным.
Единственное, что действительно принесет результат - это заставить водителей платить непосредственно за использование дорог в центре города и развивать систему эффективного общественного транспорта. Еще во многих российских городах необходимо работать над новыми правилами парковки и платы за нее.
- Но многие считают, что если ввести плату за проезд на московских дорогах, вся транспортная система будет парализована, а люди просто не будут подчиняться новым правилам...
- Именно в таких ситуациях необходимы навыки специалистов в области транспорта, а также умелые политики.
Необходимо создать систему общественного транспорта, которая была бы привлекательной для водителей. Так в Москве, несмотря на наличие эффективной системы метро, нужно развивать систему автобусов, особенно в пригородах.
Если взять Лондон, примерно девять из десяти жителей британской столицы приезжают в центр города на общественном транспорте, несмотря на то, что у большинства из них есть машины. Парковаться в центре Лондона очень дорого, и тут мало мест для парковки. Плюс необходимо платить за въезд в центр города.
Но главное, что есть альтернатива – эффективный общественный транспорт. Причем система оплаты интегрирована – по одному билету можно проехать на любом виде транспорта.
- Неэффективная система транспорта ведет к высокой смертности на российских дорогах. Как Россия выглядит в этом отношении по сравнению с другими странами мира?
- Смертность на российских дорогах в четыре раза выше, чем в Великобритании. Это связано не только с системой дорог, но и с поведением водителей, культурой, существующей в обществе.
Показатель смертности на дорогах в России - 24 жертвы на 100 тысяч населения. Это в два раза выше, чем в Венгрии и намного выше, чем в странах Западной Европы.
Когда мы говорим о смертности на дорогах, следует учитывать, что в некоторых странах Восточной Европы и в Китае число владельцев автомобилей выросло очень быстро за очень небольшой промежуток времени, а это увеличивает смертность на дорогах.
Если посмотреть на статистику дорожных происшествий, есть города, в которых в последние годы произошел рост дорожных происшествий. Среди них, например, Любляна в Словении. Смертность на дорогах в этом городе между 2000 и 2007 годами выросла больше, чем в два раза.
Сравним эту ситуацию, скажем, с Парижем, где смертность в дорожных происшествиях за тот же период упала более чем на 50%.
Я думаю, что это частично связано с мерами, направленными на более безопасное вождение автомобилей. К ним, в частности, относятся меры по борьбе с водителями, которые управляют машиной в нетрезвом состоянии.
Но повышению безопасности вождения способствуют и новые модели машин, также улучшаются дороги. Я думаю, что ситуация в Париже улучшилась, в первую очередь, благодаря более современному устройстству автомобилей, а во вторую - благодаря улучшению поведения водителей на дорогах.