Москва — При помощи нового фонда, обеспеченного государственной поддержкой, Россия надеется привлечь от 60 до 90 миллиардов долларов зарубежных инвестиций в следующие пять лет. Согласно источнику в высших официальных кругах, фонд целится на инвесторов, работающих с частным акционерным капиталом, которые на данные момент опасаются неблагоприятных условий для ведения бизнеса в стране.
«Инвесторы просто боятся, – говорит в интервью Владимир Дмитриев, глава Внешэкономбанка, государственного банка, учредившего новый фонд, – Инвесторы готовы прийти в страну только на одном условии, если правительство будет готово разделить с ними риски».
Дмитриев предоставил первый подробный отчет о том, как будет работать новая организация, которая будет называться «Российский фонд прямых инвестиций». В отличие от обычных суверенных фондов, которые обычно инвестируют за пределами «своей» страны, этот новый фонд будет вкладывать свои средства в российские домашние проекты. Зарубежным партнерам – крупным международным фондам с частным и государственным капиталом, будет предложена возможность вложиться, но не будет предоставлена возможность иметь долю в самом фонде.
Планируется, что новый фонд будет официально открыт президентом Дмитрием Медведевым в июне в рамках кремлевской программы по привлечению иностранного капитала, который нужен стране для того, чтобы вытянуть из ямы российскую устаревшую промышленность и инфраструктуру и для стимуляции их развития. Тем не менее, все контакты с крупнейшими инвесторами, осуществленные в последние месяцы, не смогли привести к установлению теплых отношений, предложение встречало холодный прием.
«Они нам прямо сказали, что для большинства инвесторов больше не будет БРИК-а, а только БИК», – сказал Дмитриев, имея в виду экономический блок, состоящий из Бразилии, России, Индии и Китая. Российская экономика, зависящая от нефти, пострадала от мирового финансового кризиса значительно больше, чем остальные трои страны.
Дмитриев заявил, что российское правительство вложит в этом году 2 миллиарда долларов в запуск этого фонда, для чего будут использоваться налоговые средства, вырученные благодаря высоким ценам на нефть. По его словам, власти поручились вносить по 2 миллиарда долларов в течение пяти лет, но отказались от намерения обращаться за деньгами в существующие российские суверенные фонды.
По его словам, фонд будет принимать взносы в размере от 15 до 25% от стоимости проектов и тратить на каждый проект от 50 до 500 миллионов долларов. Основной поток инвестиций в проекты, включая контрольные пакеты инвестиций, будет поступать от зарубежных партнеров. В привычной для фондов с частным капиталом манере, фонд и его партнеры будут вкладываться в проекты в течение 5-7 лет, постепенно выводя свой капитал через продажу долей.
Фонд будет заниматься инвестированием в самых разных областях российской экономики, везде, за исключением сектора природных ресурсов, в котором и так не наблюдается недостатка инвестиций на сегодняшний день. Дмитриев отказался привести какой-нибудь конкретный пример возможного проекта, но сказал, что надеется вложить миллиард долларов уже до конца этого года.
По его словам ожидается, что в течение 5-7 лет инвестиции обернутся доходом в около 20%.
Управление фонда будет независимым, и будет состоять из профессионалов в этой области, чтобы развеять страхи того, что фонд может подвергаться политическому влиянию или попасть в конфликт интересов, говорит Дмитриев. Он также заметил, что, несмотря на то, что глава Goldman Sachs Group, Ллойд Бланкфейн (Lloyd Blankfein) и обсуждал с президентом Медведевым этот план, Внешэкономбанк не планирует нанимать иностранный инвестиционный банк в качестве советчика для фонда.
В последние месяцы у России отмечались некоторые успехи в привлечении крупных международных корпоративных инвесторов, а ее неустойчивые рынки видели приток капитала, когда инвесторы пытались заработать на растущих ценах на нефть.
Но крупные фонды с частным капиталом редко приходят в Россию, отпугиваемые ее репутацией коррумпированной и бюрократической страны, а также недостатком надежных местных партнеров и позитивных отзывов от других международных инвесторов.
«Если бы мы были уверены, что инвестиции придут и будет движение капитала и без дополнительных усилий со стороны правительства, то фонд бы нам не понадобился», – заявил Дмитриев.
Инвесторы говорят, что правительственной поддержки может оказаться недостаточно.
«Россию называют «Диким Западом», потому что здесь нет никаких законов, – говорит партнер одного крупного американского инвестиционного фонда, имеющего доли в России. – Мы работаем во многих странах, но сильно сомневаемся, что кто-нибудь захочет вложить миллиарды долларов вот так вот, авансом. Русские могут думать как угодно, но не похоже, чтобы на подобные предложения в мире был большой аппетит».