На этой неделе голливудские звезды сияли в Москве: Джонни Депп и Пенелопа Крус посетили российскую столицу, чтобы представить новый диснеевский фильм «Пираты Карибского моря: На странных берегах» – четвертую часть цикла, собравшего уже в общей сложности 2,5 миллиарда долларов.
Московская премьера фильма, выходящего в широкий мировой прокат 20 мая, стала первым таким мероприятием, проведенным в России Walt Disney Company. Подобный шаг свидетельствует о важности России для заинтересованных в растущих рынках голливудских студий.
Кассовые сборы в России за последнее десятилетие взлетели вверх и теперь превышают 1 миллиард долларов. По данным российской инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» с 2006 года они в среднем росли на 27% в год. Этот взлет связан как с массовым строительством многозальных кинотеатров, так и с ростом интереса зрителей к кино – причем и к голливудским, и к русскоязычным фильмам.
«Российский рынок обогнал по темпам роста и устоявшиеся рынки, и развивающиеся – такие как Китай, - утверждает исполнительный вице-президент компании Disney по сбыту Дейв Холлис (Dave Hollis). – Дело не только в более высокой цене билетов – растет посещаемость. В области отношения людей к кинематографу сейчас происходит настоящая культурная революция».
Пять лет назад в России в кино ходили 90 миллионов человек, в 2010 году уже 165,5 миллиона, а число кинозалов возросло с 1300 до 2400. «Чем больше кинотеатров строится, тем больше людей в них ходит», - заметил г-н Холлис.
Интерес к России растет на фоне неустойчивой ситуации на глобальном кинорынке. Северная Америка сейчас - не только самый большой, но и самый насыщенный рынок в мире. Сборы в ней в 2010 году, по данным Американской ассоциации кинокомпаний, удержались на прежнем уровне и составили 10,6 миллиарда долларов, что равняется примерно трети от мировых сборов.
Посещаемость североамериканских кинотеатров в 2010 году слегка упала, однако уровень выручки сохранился благодаря росту цен на билеты.
На мировом уровне картина выглядит несколько лучше: рост на развивающихся рынках поднял общие сборы кинотеатров в 2010 году до 31,8 миллиарда долларов, что на 13% больше, чем в 2009 году, сообщает Американская ассоциация кинокомпаний
«Россия входит для нас в первую пятерку рынков, а для некоторых фильмов она еще важнее», - утверждает глава Walt Disney International Энди Берд (Andy Bird). «Семь лет назад, у нас в России было всего два сотрудника, и работали они из номера в московской гостинице», - добавляет он. Сейчас, по его словам, в стране работают более 200 сотрудников компании.
Изменился и подход Walt Disney Company к России. Компания активно торгует в этой стране потребительскими товарами – от игрушек «Базз Лайтер» до коробок для завтрака с Микки Маусом. Сейчас она переходит от модели, основанной на импорте, к лицензионным сделкам с российскими производителями.
«Мы хотим увеличить местную базу, работая с российскими дистрибьюторами, - говорит г-н Берд. – Мы хотим развивать внутренний рынок… Розничные продажи в России растут фантастическими темпами».
Маркетингом очередных «Пиратов Карибского моря» занимается российская команда, добавляет он. Фильм, который, вероятно, ждет коммерческий успех, так как первые три фильма создали аудиторию поклонников, ожидающую продолжения, должен помочь руководству Disney забыть о провале в прокате «Тайны красной планеты», неудача с которой подорвала прибыли компании во втором квартале.
После премьеры в Лос-Анджелесе на прошлых выходных и показа в Москве на этой неделе «Пираты Карибского моря» поедут на этих выходных на Каннский фестиваль, на котором Disney постарается привлечь как можно больше внимания к своей самой прибыльной наравне с «Историей игрушек» серии фильмов.