Тайная полиция в России долгое время была неподвластна закону, который она, по всеобщему убеждению, должна охранять. Государство внутри государства, которое действует в условиях абсолютной безнаказанности в лучших традициях своих предшественников из КГБ.
Но сейчас рассерженный банкир решил испытать, насколько они вне закона, подав во вторник иск в московский суд.
Александр Лебедев, обладатель миллиардного состояния и владелец британских газет Independent и Evening Standard, подал иск, требуя компенсации нанесенного его деловой репутации ущерба в размере 350 миллионов рублей (11, 6 миллиона долларов), причиненного в результате ноябрьского налета вооруженных сотрудников ФСБ в масках на принадлежащий ему Национальный резервный банк.
По словам Лебедева, это первый подобный судебный иск против ФСБ в России. «На моей памяти это первый случай, когда кто-либо осмелился сделать это»,- заявил он.
Ответчиком выступает Управление К, подразделение Федеральной cлужбы ,езопасности, ответственное за расследования экономических преступлений, которое в прошлом уже фигурировало во многих скандалах.
«Управление К глубоко погрязло в темных делах», - заявил Уильям Браудер, директор инвестиционного фонда Hermitage Capital, чью компанию Управление К и сотрудники Министерства внутренних дел обвиняли в мошенничестве в 2007 году. После того, как адвокат фонда Сергей Магнитский объявил, что он раскопал свидетельства причастности официальных лиц страны к этому делу, его арестовали, и он скончался в тюрьме в ноябре 2009 года.
В ФСБ отказались комментировать это заявление.
Дело Сергея Магнитского демонстрирует, насколько опасно бросать вызов правоохранительным органам в России, однако, г-н Лебедев, будучи ветераном КГБ, работавшим за границей в Лондоне в начале 1990-х, не выражает беспокойства по этому поводу.
«Вы, должно быть, шутите», - отвечает он на вопрос о том, не помогает ли его прошлое в КГБ лучше понять противников. «В наше время никто в Управлении иностранной разведки, получивши незаконный приказ, не стал бы его выполнять», - добавляет он.
В иске упоминается «капитан Волотовский» из Управления К, составивший осенью 2010 года рапорт, послуживший основанием для организации вооруженного налета в ноябре и в котором НРБ обвинялся в хищении активов из санируемого НРБ в 2008 году банка.
С тех пор, по словам юриста НРБ Антона Дорохова, все обвинения с НРБ были сняты. Г-н Лебедев заявил, что НРБ было достаточно доказать суду, что банк НРБ пытался проинформировать власти о хищении активов из приобретаемого банка еще до его поглощения, чтобы все обвинения были сняты.
Г-н Лебедев считает, что вооруженный обыск был либо способом надавить на него в связи с его политической деятельностью, в рамках которой он является владельцем оппозиционной еженедельной газетой «Новая Газета», либо же просто попыткой получить от него или просто украсть деньги.
«Я объясняю это очень просто: это всего лишь вооруженный налет на банк, на счету которого лежит миллиард [долларов] наличных», – сказал он.
Лебедев одной ногой стоит в лагере оппозиции, другой – в лагере правительства страны: летом он присоединился к Всероссийскому народному фронту, достаточно аморфной политической группировке, созданной премьер-министром Владимиром Путиным, однако он отметил, что вступил туда, чтобы реформировать ее изнутри.
Андрей Солдатов, эксперт по спецслужбам России, заметил, что сомневается, что г-ну Лебедеву удастся выиграть суд. «Нельзя предъявлять иск правоохранительным органам за проведение следственных операций, - сказал он. - Мне кажется, что он использует этот конфликт, чтобы привлечь к себе внимание».
Тем не менее, за этим последуют и другие иски за неправомерные действия правоохранительных органов, погрязших в коррупции. «Рейдовые операции» - это выражение, которое в России применяется в случаях, когда правоохранительные органы пытаются вытрясти из бизнесменов взятки.