Отправленный в отставку российский министр финансов усилил конфронтацию с Кремлем, раскритиковав увеличенные бюджетные затраты как риск для всей экономики, в условиях продолжающейся нервотрепки по поводу закулисной сделки, гарантирующей возврат Путина в президентское кресло.
Увольнение Алексея Кудрина в понедельник с поста министра финансов после публичной конфронтации с президентом Дмитрием Медведевым шокировало инвесторов, которые воспринимали его как защитника российской финансовой стабильности.
Выступая впервые с момента увольнения, Кудрин пытался отвлечься от разговоров о его амбициях занять кресло премьер-министра и заявил, что уже пытался уволиться в феврале в связи с растущими бюджетными тратами.
«На протяжении нескольких месяцев, несмотря на мои многочисленные возражения, в том числе публичные, в сфере бюджетной политики принимались решения, без сомнения увеличивающие риски исполнения бюджета», - сообщил Кудрин в заявлении. «А бюджетные риски, связанные, прежде всего, с завышенными обязательствами в оборонном секторе и социальной сфере, неминуемо распространились бы на всю национальную экономику».
Российский президент уволил Кудрина в понедельник после того, как тот сказал, что откажется работать под руководством Медведева в связи с расхождениями во взглядах на бюджетную политику. Медведев согласился обменяться постами с Путиным, нынешним премьер-министром, о чем было объявлено в выходные.
Нетипичное публичное противостояние было воспринято как конфликт личностей, пока характеры сталкивались по поводу схемы по перестановке лидеров, в которой Кудрин, как считалось, лелеял надежду стать премьер-министром. Но аналитики считают, что выплеск эмоций Кудрина свидетельствует о растущей обеспокоенности по поводу все более распущенной бюджетной политики, которой для достижения баланса бюджета требуются постоянно растущие цены на нефть. Теперь необходимая цена - 120 долларов за баррель. Такая ситуация увеличивает уязвимость российской экономики по отношению к колебаниям цен на нефть.
Действия Кудрина включали в себя меры по созданию национального резервного фонда для непредвиденных доходов от высоких цен на нефть, но все средства фонда быстро исчезли, когда резкое падение цен на нефть отразилось на российской экономике в 2008 году.
Агентство Standard and Poor’s заявило, что хотя отставка Кудрина не представляет собой немедленного риска пересмотра рейтинга России, «усилия по консолидации государственных финансов, следующих за серьезными стимулирующими мерами во время недавнего экономического кризиса, могут усложниться после отставки Кудрина».
«Смена ролей и кадров может осложнить способность России справляться с такими проблемами, как, например, усиление долгосрочного потенциала роста», - сообщило агентство.
Евгений Ясин, уважаемый научный руководитель Высшей школы экономики, заявил, что позиция Кудрина является знаком редкого раскола в российской политической элите по мере того, как растет напряжение в связи с новой организацией власти.
Пытаясь успокоить взволнованных инвесторов после столь неожиданной отставки, Путин вскоре объявил, что Антон Силуанов, уважаемый представитель министерства, заменит Кудрина на посту министра финансов, в то время как Игорь Шувалов, либеральный вице-премьер, возьмет на себя выполнение обязанностей на посту вице-премьера, ответственного за экономику и финансы.
Российские рынки восприняли новость об увольнении Кудрина некоторым восстановлением рубля по отношению к доллару. Однако аналитики считают, что Центробанк предпринял интервецию, чтобы помочь рублю, потратив два миллиарда долларов в понедельник.
Николай Подгузов, руководитель отдела стратегии на рынке инструментов с фиксированной доходностью «ВТБ Капитал», предполагает, что Центробанк продал около шести миллиардов долларов с середины прошлой недели, а в понедельник было продано 2,4 миллиарда.