Москва – В то время как растущие внутренние политические риски в России оказались в центре внимания, самые серьезные экономические угрозы - это угрозы внешние, а шок может усложнить попытку премьер-министра Владимира Путина вернуться в Кремль.
Россия демонстрирует экономическую стойкость на фоне международных финансовых беспорядков, выдержать которые у страны получается лучше, чем раньше. Но эффект цепной реакции с еврозоны угрожает ее и без того шаткому восстановлению через ослабление экспорта и отток капитала в условиях, когда банки сокращают свое присутствие в России.
Если еврозона не сможет привести свои дела в порядок, а экономический спад приведет к резкому и продолжительному снижению цен на нефть, Россия почувствует гораздо больше, чем просто озноб.
Еще по теме: Российская экономика, жертва выборов
«Европа крайне важна для России», - заявил главный экономист московской компании Otktitie Securities Владимир Тихомиров.
«Консенсус заключается в том, что еврозона сможет кое-как выбраться. Но реальность заключается в том, что нас постепенно втягивают в кризис, который становится все глубже и глубже».
Пока российская экономика, рост которой в 2011 году должен составить 4%, сумела стряхнуть с себя меланхолию еврозоны. Но этому способствовали временные факторы, включая значительно возросшее количество собранного урожая и увеличение связанных с выборами расходов.
Многие экономисты предполагают, что рост замедлится в следующем году. В своем последнем экономическом прогнозе для России Международный валютный фонд предположил, что рост ее экономики составит 3,5% при «значительном риске падения».
Даже относительно скромный спад крайне неблагоприятно отразится на правительстве Путина, который теперь столкнулся с открытым общественным неодобрением, частично вызванным недовольством стандартами жизни. Более жесткое падение может случиться, если хрупкое положение еврозоны ухудшится еще больше.
Еще по теме: СМИ об экономическом кризисе в зоне ЕС
Международная неуверенность пришлась на время напряженного избирательного цикла. Парламентские выборы четвертого декабря вызвали массовые уличные протесты против предполагаемых фальсификаций за три месяца до президентских выборов, в результате которых Путин рассчитывает вернуться в кресло президента.
Какой бы ни был конец, Россия не может игнорировать судьбу евро. Из ее 514 миллиардов долларов валютного резерва, 45% - это инвестиции в финансовые инструменты в евро, в основном, в суверенные долги стран.
На Европейский Союз также приходится 50% российского экспорта, который пострадает, если еврозону ожидает спад.
В случае кошмарного развития сценария – панического изъятия банковских вкладов, суверенных дефолтов и даже прекращения существования единой валюты - Россия неизбежно впадет в состояние всеобщей паники.
«Сентиментальность значительно снизится, и произойдет массовое бегство в качество», - считает начальник управления макроэкономического анализа «ВТБ Капитал» в Москве Алексей Моисеев. «Все инвесторы, включая российских, просто продадут рубли и купят облигации правительства США».
На данный момент многие российские аналитики соглашаются, что подобного кошмарного сценария можно избежать. «Не думаю, что произойдет большой удар по России, если только не случится что-то катастрофическое, например, полный коллапс финансовой системы», - считает Евгений Гавриленков, главный экономист «Тройки-диалога» в Москве.
Цены на нефть держатся
Важно то, что цены на нефть, сейчас находящиеся на отметке около 110 долларов за баррель, продолжают держать позиции. Их стойкость является свидетельством того, что Европа имеет относительно небольшое влияние на спрос на нефть, который обусловлен продолжающимся быстрым ростом в Азии.
Страны-члены ОПЕК, многие из которых сейчас борются со своим собственным внутренним недовольством, сейчас больше, чем когда-либо разделяют желание России сохранить цены на нефть на исторически высоком уровне.
Тем не менее, серьезное ухудшение дел в еврозоне может вызвать цепную реакцию на спрос на развивающихся рынках.
«Важнейшим вопросом для России является не прямое влияние, а то, станет ли европейский кризис настолько крупным, что повлияет на Китай», - заявил Джейкоб Нэлл (Jacob Nell), главный экономист Morgan Stanley Russia.
Читайте еще: Россия готовится к ухудшению в экономике
В то время как многие аналитики воспринимают падение цен на нефть как важнейший риск, России стоит бояться и других форм реакции.
Во время последнего кризиса перекрытие международного финансирования российских банков и компаний, многие из них – с краткосрочными кредитами, которые надо было выплатить, серьезно ухудшило рецессию, в ходе которой экономика сократилась на 8% в 2009 году.
Отток капитала усиливается
Затруднительное финансовое положение еврозоны вызвало усиление уже значительного оттока капитала из России, который, согласно прогнозам, в этом году возрастет более чем в два раза, составив 85 миллиардов долларов.
Российские компании и банки, занявшие дополнительно 48 миллиардов долларов у иностранных банков в первой половине 2011 года, сократили внешний долг на 17 миллиардов долларов в третьем квартале.
«По моему мнению, сильнейшим отражением европейского стресса на российскую экономику стало это сокращение внешнего долга. Это большой показатель», - считает Нэлл.
Тем не менее, аналитики считают, что риск финансовой цепной реакции сейчас слабей, чем в 2008-09 годах.
«В целом, корпоративный и финансовый сектор России выглядит сильнее, чем три года назад», - заявил Александр Морозов, главный экономист по России в HSBC в Москве.
Если во время предыдущего кризиса треть российских частных внешних долгов имели сроки погашения менее одного года, то на сегодня их количество составляет около 10%. Российские банки, сумма чистых обязательств которых в 2008 году составляла 100 миллиардов долларов, с тех пор стали чистыми международными кредиторами на сумму в 45 миллиардов долларов.
Другой причиной для оптимизма служит тот факт, что в сравнении с огромными изменениями настроений инвесторов во время предыдущих кризисов, в России меньше возможностей для ухудшения ситуации.
«Сложно ожидать слишком негативного сюрприза в связи с тем, то отток капитала размером около семи миллиардов долларов в месяц уже является очень высоким», - считает Наталья Орлова, главный экономист российского Альфа-Банка.
Но это – слабое утешение для страны, которая уже находится в условиях низкого уровня инвестиций и долгосрочного замедления экономического роста, причины которого, по мнению многих специалистов, заключаются в неуверенности в правовой базе и в масштабной коррупции.
По словам ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева, как только это будет исправлено, Россия сможет привлекать капитал, который заинтересован в более высокой доходности, чем могут предложить европейские экономики.
«В России проблемой является инвестиционный климат, а не европейская рецессия», - считает Гуриев.