Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В начале своего третьего срока правления президент Путин завлекает международных инвесторов обещаниями относительно проведения реформ. Россия смогла привлечь больше прямых иностранных инвестиций в соотношении с ВВП, чем другие страны БРИКС. Но почему Россия не принимает участия в международной цепочке разделения труда?

В начале своего третьего срока правления президент Путин завлекает международных инвесторов обещаниями относительно проведения реформ. Однако имидж страны уже сильно подпорчен, а кризис в Европе продолжает оставаться угрожающим.

Существуют такие неприятности, которые повторяются настолько естественно, что сами потерпевшие воспринимают их почти как нормальное явление. Никто не культивировал эту пагубную наклонность так интенсивно, как российский президент Владимир Путин. Об этом и шла речь в течение двух часов в четверг на большом экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Как всегда на нем присутствовало большое количество руководителей ведущих мировых концернов. Все они сидели в зале и с нетерпением ждали выступления главы государства, бюджет которого уступает по размеру тем капиталам, которыми они сами управляют. В конечном счете Россия находится на перепутье – она пытается заменить свою модель роста, движимую нефтью и потребительскими товарами, на новую, где главную роль будут играть инвестиции. Таким образом предполагается ограничить ее уязвимость от экономических потрясений. По мнению бывшего российского министра финансов Алексея Кудрина, мир находится на пороге масштабного кризиса, вызванного «практически неизбежным» выходом Греции из еврозоны. В то же время правительство еще не осознало, что это будет новый по своему характеру кризис, полагает Алексей Кудрин.

Читайте также: Падения автомобльного рынка Европы, и только Россия идет вперед

Защита от произвола чиновников


В любом случае Путин в своем первом после инаугурации выступлении перед представителями международной экономической элиты не только нахваливал свою страну, называя ее островом стабильности. Он также перечислил те шаги, с помощью которых он собирается переместить Россию со 120-го на 20-е место в рейтинге делового климата Всемирного банка. Это предполагается сделать с помощью принятия законов относительно картельного права, с помощью справедливой приватизации, а также с помощью назначения омбудсмена для защиты предпринимателей от произвола чиновников.

Последнее предложение было встречено аплодисментами. Но остальную часть его выступления аудитория восприняла без эмоций, и это имеет мало отношения к ее содержанию. В большей степени это связано с тем, что потенциальные инвесторы на самом деле услышали обращенное к ним послание, но им не хватало веры. Вопрос формулируется так: следует ли верить в то, что Путин со всей своей властью до сих пор не смог справиться с проблемой коррупции и олигархическими экономическими структурами? Таково мнение одного из западных банкиров.



Россия смогла привлечь больше прямых иностранных инвестиций в соотношении с ВВП, чем другие страны БРИКС. Но речь идет преимущественно о денежных средствах, а не о передаче технологий, и поэтому они играют лишь ограниченную роль как источник роста, считает Сергей Пухов из московской Высшей школы экономики.

Также по теме: Как поняли Путина экономисты и оппозиционеры?

Есть и другая проблема: те сектора экономики, которые занимаются экспортом сырья, закрыты для иностранных инвесторов, считает экономист Владислав Иноземцев. А те сектора, которые работают преимущественно на внутренний рынок, не являются для них особенно привлекательными. Но почему Россия не принимает участия в международной цепочке разделения труда? На этот вопрос дает ответ правительственная стратегия 2020 – Россия не является страной дешевого производства, как Китай, и не обладает государственными институтами, которые  бы отвечали западному уровню, отмечает российский экономист.

Выходить из этого положения весьма сложно. Инвесторам, к примеру, нужна ясность относительно того, какие правила будут действовать в будущем в привлекательном сырьевом секторе. И им нужна ясность относительно того, сможет ли само государство со своими валютными резервами принять участие в приватизации. Одну только мысль об этом бывший российский министр финансов Алексей Кудрин назвал «ужасом».

Что касается стабильности в России, то Путин то же самое предрекает и еврозоне: Россия, ВВП которой в 2011 году увеличился на 4,3%, будет и дальше держать в евро «существенную часть» своих золотовалютных резервов, размер которых в настоящее время превышает 500 миллиардов долларов.

Читайте также: На пути российского капитала возникла белорусская стена

Угроза из-за кризиса евро

Тем не менее, кризис в Европе продолжает оставаться угрожающим. Россию напугало главным образом падение цен на нефть до 90 долларов за баррель, поскольку бюджет страны, исходя их тактических предвыборных соображений, был составлен с учетом цены в 115 долларов за баррель. Газета «Ведомости» сообщает о том, что уже ведется составление чрезвычайного бюджета, где за основу берется цена 61,1 долларов за баррель. Если это произойдет, то тогда бюджетный дефицит составит 5,2% ВВП, то есть увеличится в четыре раза. Критической остается прежде всего та часть бюджета, которая не формируется из нефтяных доходов и дефицит которой уже составляет 10,6% ВВП. По словам министра финансов Антона Силуанова, на 2012-2013 годы уже зарезервированы 40 миллиардов долларов для поддержания экономики в случае необходимости.