Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Падение «Прогресса» — падение для России

© REUTERS / Roscosmos/Handout via REUTERSРоссийский космический грузовой корабль «Прогресс МС-04»
Российский космический грузовой корабль «Прогресс МС-04»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Космонавтика России находится в самом глубоком кризисе за всю свою историю — при этом оставаясь для Кремля одной из «священных скреп», на которой основана уверенность в своем могуществе. Но упавший «Прогресс» оголил стратегические просчеты Кремля, исправить которые в ближайшее время уже невозможно. «Обозреватель» подготовил подробный материал о реальном состоянии российской космонавтики.

Космонавтика России находится в самом глубоком кризисе за всю свою историю — при этом оставаясь для Кремля одной из «священных скреп», на которой основана уверенность в своем могуществе.

Но упавший «Прогресс» оголил стратегические просчеты Кремля, исправить которые в ближайшее время уже невозможно. «Обозреватель» подготовил подробный материал о реальном состоянии российской космонавтики.

Регресс вместо «Прогресса»

Для выведения космических грузовиков и всех пилотируемых полетов Россия использует один из самых надежных ракетоносителей «Союз», созданный уроженцем Житомира, гениальным конструктором Сергеем Королевым. Первый полет этой ракеты состоялся еще полвека назад — 28 ноября 1966 года и пережил множество модификаций.

Одной из таких модификаций «Союз-У», созданной в 70-х годах, и пытались вывести на орбиту космический грузовик «Прогресс», который потерпел катастрофу 1 декабря.

По предварительной версии, авария произошла из-за некачественной сборки третьей ступени ракетоносителя. В двигатель могли попасть посторонние частицы, что привело к прогару камеры сгорания на 382-й секунде полета.

Данная авария уже носит системный характер: аналогичная катастрофа произошла в августе 2011 года, тогда третья ступень «Союз-У» отказала на 325-й секунде, причем также из-за засорения двигателя.

При этом еще в начале 2000-х годов «Роскосмос» официально объявил, что отказывается от «Союз-У» и переходит на модификацию «Союз-2», главным отличием которой стала цифровая, а не допотопная аналоговая система управления. Но реализация даже этого не особо глобального проекта уже отложена на 2020 год.

В результате российские космические корабли в XXI веке продолжают все также выводить старые ракеты, с системой управления на аналоговых приборах. Фактически Россия столкнулась с огромными проблемами уже не только при попытке прогрессировать, но и «спотыкается» в режиме регресса своих технологий. В это же время о более амбиционных проектах в Кремле уже стараются не заикаться.

Новый ракетоноситель «Ангара» должен был стать для России не только заменой еще советских «Протонов», но и важным доказательством своих позиций в космической сфере.


На данный момент успехи в их разработке далеки от первоначальных планов. Вместо целого семейства ракет, после 9 летней задержки в первые тестовые полеты пока отправилась лишь легкая версия «Ангара-А1.2» и тяжелая «Ангары-А5» для замены «Протона». Пуск средней «Ангары-А3», в виде аналога «Союза», сдвинут на 2020 год.

А пилотируемые полеты на «Ангаре» и вовсе перенесены за 2020 год, как признался генеральный конструктор Центра им. Хруничева Александр Медведев. Изготовление космического корабля «Федерация» также официально перенесено с первоначального 2015 к 2021 году.

И если задержку с разработкой ракеты еще можно списать на сложности с высокотехнологичным продуктом, то строительство космодрома «Восточный» в Амурской области приходится объяснять «хаотичностью» и «бессистемностью» планирования, по крайней мере, так объяснял причины провала бывший глава Роскосмоса Олег Остапенко.

В итоге год назад с одной-единственной достроенной стартовой площадки со второй попытки был запущен «Союз», а также вскрыты масштабные хищения в размере 7,5 млрд рублей или более 100 миллионов долларов по нынешнему курсу, задержка зарплаты строителям достигала 4 месяцев, а бюджет всей стройки перевалил за 4,6 млрд долларов.

Технологическая блокада

Еще одной причиной «крутого пике» российской космической промышленности стала объявленная Кремлем программа импортозамещения, а по факту — технологическая блокада Западом России, согласно которой под запрет попала продажа любой электроники военной и космической отрасли.

В это же время лишь у США Россия еще до санкций закупала электронных компонентов на 2 миллиарда долларов, доведя зависимость от иностранных компонентов до 90%.

Именно на западных микросхемах была спроектирована новая версия спутников навигации «Глонасс-К», аналог американского GPS. В этом в 2015 году признался генеральный директор «Российских космических систем» Андрей Тюлин.

При этом даже еще до технологической блокады Россия закупала не дорогостоящие микросхемы класса Space, а изделия категории Industry тайваньского производства, которые не приспособлены к работе в условиях космоса. Именно из-за их отказа Россия в 2009 году потеряла два спутника системы «Глонасс-М».

А ситуация со спутником связи «Сфера-В» оказалась просто патовой: его возросшая масса из-за использования только российских микросхем превысила грузоподъемность не только самого тяжелого российского ракетоносителя «Протон», но и существующей только на бумаге «Ангара-А5».

В результате вместо «Сфер-В» будут использовать «Меридиан», собранный на той же платформе, что и «Глонасс-М» с тайванскими микросхемами.

Космическая гонка

Если во времена Холодной войны космическая гонка была важнейшей частью противостояния СССР и США, то в развернувшейся Холодной войне 2.0 как таковой гонки уже не состоится.




Несмотря на громогласные заявления российского вице-премьера Дмитрия Рогозина, что американские астронавты будут пользоваться батутом, а РФ выходит из программы МКС, в проекте Россия все же осталась.

При этом монопольное положение «Роскосмоса», даже в качестве «извозчика», с каждым годом будет снижаться. В США на финальных стадиях находятся проекты пилотируемых кораблей Orion от Lockheed Martin и Dragon-V2 от SpaceX.

Уже без шансов проигран забег и за создание сверхтяжелого ракетоносителя с грузоподъемностью 100 тонн, который должен обеспечить реализацию пилотируемых полетов к Марсу.

Ракетоноситель Space Launch System от США должна полететь уже в 2017-2018 годах, в то время, когда самая тяжелая версия «Ангары» — А7 отложена на неопределенный срок.

В результате, пока NASA планирует первый в истории человечества полет на Марс уже в 2030-х годах, в России на этот же период говорят о полете на Луну. Продолжая вставлять датчики вверх ногами из-за чего «что-то идет не так».

Именно перевернутый на 180 градусов датчик и стал причиной аварии «Протон-М» в 2013 году, который в прямом эфире транслировали российские каналы.

Напомним, что общие потери вследствие провалившегося запуска «Роскосмосом» грузового космического корабля «Прогресс М-04» могут превысить 4 млрд рублей.