Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Трампономика» и Бразилия

© REUTERS / Kevin LamarqueПрезидент США Дональд Трамп во время подписания документов. 24 января 2017 года
Президент США Дональд Трамп во время подписания документов. 24 января 2017 года
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бразилия, вероятнее всего, не войдет в число тех стран, которым протекционистская политика нового главы Белого дома Дональда Трампа нанесет серьезный ущерб. Однако многие бразильские инвестиционные проекты в области инфраструктуры могут не состояться ввиду схожих планов, которые, как предполагают, новый хозяин Белого дома готовит с целью стимулировать занятость и бизнес в США.

Бразилия, вероятнее всего, не войдет в число тех стран, которым протекционистская политика нового главы Белого дома Дональда Трампа нанесет серьезный ущерб. Однако многие бразильские инвестиционные проекты в области инфраструктуры могут не состояться ввиду схожих планов, которые, как предполагают, новый хозяин Белого дома готовит с целью стимулировать занятость и бизнес в США.


В краткосрочной перспективе эти планы, направленные на оживление американской экономики, могут даже оказаться благоприятными для бразильских экспортеров минерального сырья, например, железной руды.


Правда, в случае, если «трампономика» в сфере инфраструктурных проектов начнет перетягивать на себя слишком много внимания и ресурсов, часть капиталов, которые Бразилия надеется получить от иностранных инвесторов, чтобы дать ход собственной инфраструктуре, может оказаться под угрозой. Новые условия могут также неблагоприятно сказаться на скорости и объемах реализации концессионных соглашений по строительству шоссе, железных дорог, портов и аэропортов, которое бразильское правительство запланировало на 2017 и 2018 год.


Экономическая ситуация в Бразилии, несмотря на в целом позитивную динамику, остается крайне неустойчивой. Инвестиционный потенциал государственного сектора по-прежнему довольно низкий. Мы не в состоянии модернизировать инфраструктуру, опираясь исключительно на внутренний капитал. Если Соединенные Штаты действительно примутся за масштабное обновление своей инфраструктуры, капиталы, предназначенные для этой деятельности, естественным образом будут стекаться в первую очередь в США, а значит, с меньшей вероятностью мигрировать в такие страны, как Бразилия.


В том, что касается сферы внешней торговли, «тяжелые орудия» Белого дома сегодня направлены главным образом против Мексики и Китая — обе страны располагают внушительным сальдо в торговле с США. В этом контексте остается мало места для еще каких-либо «кандидатов в жертвы» Трампа.


Нельзя сказать, что для Бразилии это некий положительный сигнал. Причина, по которой стране удается избежать изоляционистской политики США, заключается в том, что доля внешней торговли в бразильском ВВП довольно низкая: исторически она составляет лишь около 20% бразильского продукта. Кроме того, Бразилия является одной из немногих стран, которые последовательно накопили дефицит торгового баланса с американцами.


Отказ Вашингтона от участия в ТТП (Транстихоокеанском партнерстве) может даже привести к тому, что Бразилия выиграет для себя какую-то долю рынка (или перестанет его терять), ведь для стран, которые выступали членами договора, у США не будет продуктов агропромышленного комплекса с тарифными преимуществами. Есть целый ряд отраслей сельского хозяйства, включая даже мировое производство белка, в которых США и Бразилия являются конкурентами, и меньшая привлекательность американских товаров потенциально выгодна Бразилии.


Тем не менее все это будет зависеть от результатов, к которым администрация Трампа придет, следуя стратегии замены многостороннего подхода двусторонними соглашениями с рынками Азиатско-Тихоокеанского региона. Бразилии также потребуется приложить усилия к содействию торговле, в том числе с азиатскими странами, которые изначально не входили в ТПП, как в случае Индии и Индонезии.


Если, с одной стороны, Бразилия из-за сокращения экспортного профиля США может получить некоторое преимущество в торговле сырьем, то же самое уже нельзя сказать о промышленных товарах. Здесь важную роль играет не столько снижение американского экспорта, сколько то, как Бразилии удастся выстроить стратегию по трем направлениям: валютному, налоговому и переговорному.


Стране необходимо поддерживать конкурентоспособный денежный курс, чтобы увеличить объем экспортируемых промышленных товаров. Бразилии также следует упростить — и по возможности смягчить — налоговое бремя, налагаемое на экспортера. И, конечно же, Бразилия не должна позволить ввести себя в заблуждение относительно продолжительности этой фазы «деглобализации». Крайне важно настаивать на переговорах о заключении торговых соглашений — то, чего Бразилия в течение последних 13 лет не решалась делать.


Более того, даже с пересмотром или развалом НАФТА мексиканские продукты по-прежнему будут представлять для Бразилии элемент конкуренции на рынках третьих стран. Существует широкий спектр промышленных товаров, конкурентоспособность которых у мексиканских производителей выше, чем у бразильских.


Это, безусловно, связано с доступом к рынкам и десяткам преференциальных соглашений, которые Мексика заключила уже после переговоров по НАФТА. Однако весомым аргументом в пользу Мексики выступают и другие факторы: более низкие налоги, снижение ограничений в трудовом законодательстве, в целом более благоприятная бизнес-среда.


В конечном счете, даже если «трампономика» окажет на Бразилию то или иное положительное побочное влияние, в среднесрочной перспективе при торговом сценарии, выхолощенном протекционизмом, мир в целом окажется в проигрыше.