Датской компании приходится несладко из-за ценовой войны на местном рынке. Кроме того, за десять лет потребление пива ощутимо сократилось.


Спустя девять лет после своего мега-приобретения в стране, Россия стала главной головной болью для гиганта пивоварения Carlsberg. Датская компания сталкивается с многочисленными трудностями, тогда как российские власти не перестают принимать меры по сокращению употребления алкоголя в стране. Введенный сначала года запрет продажи пива в полуторалитровых пластиковых бутылках еще больше расшатал бизнес-модель Carlsberg. Компания привыкла предлагать свое пиво по большей цене, чем конкуренты (в частности это касается приобретенной в 2008 году «Балтики» с ее 11 брендами), однако местные производители пива во главе с компаниями «Очаково» и «Жигули» начали выпускать более дешевый продукт. В результате в ряде регионов продукция Carlsberg стала стоить на 30% дороже остальной.


Изначально разница в цене составляла всего несколько рублей, но со временем стала слишком значительной. Ситуация подрывает стратегию компании, которая считала приоритетом качество и рентабельность, а не объемы и доли рынка. Учитывая, что почти 30% доходов Carlsberg приходится на Россию и Украину, последствия не заставили себя ждать. В первом полугодии 2017 года доля компании сократилась на 5%. В целом чистая прибыль производителя увеличилась на 23% (благодаря самым дорогим в мире брендам), но объемы продаж снизились на 2%, в значительной мере из-за ситуации в России.


Запущенная в 2016 году стратегия компании «ПАРУСА'22» ставит на первое место международные и относительно дорогостоящие бренды. Тем не менее она не соответствует новым реалиям российского рынка, на который в 2010 году приходилась почти половина операционной прибыли компании (сегодня менее 20%). Кроме того, с 2011 года эта компания с доходами в 8,4 миллиарда евро ощутила на себе удар со стороны ужесточенной государственной политики по борьбе с алкоголизмом. Рекламные ограничения, повышение налогов, запрет продажи пива в уличных ларьках и временные рамки в розничных сетях — все это увеличивало нагрузку с течением лет… В результате потребление пива в России упало на четверть с 2008 года: с 80 литров на человека в год тогда до менее 60 литров сегодня. Параллельно с этим расширилось предложение на рынке другого спиртного, в частности вина, что отразилось на привлекательности пива.


С 2015 года ситуацию усугубили два года рецессии, хотя сейчас в российской экономике и наметился неуверенный рост. Из-за общего снижения доходов потребители начали смотреть в сторону более дешевых местных брендов. Сегодня на них приходится более четверти рынка против 15% пять лет назад.


В сложившейся обстановке пострадали все международные производители. Но активно работавшей на российском рынке Carlsberg пришлось закрыть два из десяти пивоваренных заводов и сократить мощности на 15%. Недавно датское предприятие ждала еще одна неприятная новость: его конкуренты Anheuser-Busch InBev и Anadolu Efes заявили о намерении объединить бизнес в России, что может подпортить репутацию Carlsberg.