В конце ноября 2010 г. в Лиссабоне состоялся саммит НАТО, на котором была принята новая стратегическая концепция Альянса. Отдельного внимания заслуживают несколько её ключевых моментов.
Во-первых, решение НАТО действовать за пределами своих границ является достаточно спорным (в частности Альянс подвергся острой критике за не одобренные ООН действия в Югославии в 1999 г.), однако данное положение сохранилось и в новой концепции. С одной стороны это понятно, так как действительно «нестабильность или конфликт за пределами НАТО может напрямую угрожать безопасности Альянса», и в таких ситуация НАТО собирается действовать превентивно. С другой стороны такая формулировка при желании позволяет действовать везде. В данном случае обнадёживает то, что в новой концепции особое внимание уделяется согласованию действий и планов Альянса с ООН, а также комплексному (политическому, военному и гражданскому) подходу к решению возможных кризисов. К сожалению в документе не указано, что НАТО за пределами своей территории всегда будет действовать только с разрешения ООН, однако следует признать, что сегодня эта организация практически не способна оперативно реагировать на возникающие кризисные ситуации военно-политического характера. Поэтому в оперативном плане новая стратегия Альянса выглядит достаточно реалистичной и сбалансированной.
Во-вторых, в ней большое внимание уделяется угрозам нового типа. Например, можно только поприветствовать желание НАТО активнее бороться с кибернетическими атаками. Однако страны Балтии и Польшу больше беспокоит энергетическая безопасность. В новой концепции об этом говорится лишь в контексте обеспечения безопасности энергетической инфраструктуры, и радует разве что формулировка о необходимости «проводить консультации с союзниками по стратегической оценке и кризисному планированию» в области общей энергетической безопасности.
В-третьих, в концепции сохранился принцип «открытых дверей», который напрямую связан с отношениями НАТО с Россией. Долгое время Кремль добивался того, чтобы Киеву и Тбилиси было отказано в членстве, и на саммите в Бухаресте не были утверждены планы по их вступлению в Альянс. Поэтому похвальна то что, ему хватило смелости подчеркнуть необходимость дальнейшего развития сотрудничества с Украиной и Грузией. Это показывает, что НАТО не отказывается от своих основополагающих принципов.
Осложнить отношения организации с Москвой может и сформулированная в концепции задача, связанная с ядерным оружием. В документе указано, что с учётом разоружения цель НАТО заключается в том, чтобы ядерное оружие России находилось как можно дальше от границ Альянса. Россия, как известно, крайне болезненно реагирует на какие-либо попытки покуситься на её ядерный потенциал, которой считает единственным ответом на планы США по развёртыванию глобальной ПРО. Поэтому предложения по передислокации ядерных ракет в глубь территории и снижению количества тактических ядерных боеголовок, чего также хочет НАТО, скорее всего будут ей неприемлемы. Одновременно вряд ли сдвинется с места и вопрос по ДОВСЕ, исполнение которого Москва приостановила некоторое время назад, возложив всю вину за данный шаг на Запад.
После заседания на Лиссабонском саммите Совета Россия-НАТО многие поспешили с оптимизмом взглянуть на перспективы их сотрудничества в области создания ПРО. Однако представитель России в НАТО Д. Рогозин позже заявил, что ничего определённого по этому вопросу решено не было, и все основные переговоры ещё впереди (при этом уже ясно, что никакой общей системы не будет – речь идёт лишь о координации работы двух отдельных систем). С учётом вышеупомянутых проблемных вопросов (в том числе проблемы расширения НАТО на Восток, о снятии которой с повестки дня геополитического противостояния Востока и Запада говорить ещё рано) эти переговоры не будут лёгкими, что лишний раз подтвердил Д. Медведев, предупредив о серьёзной вероятности новой гонки вооружений, если договориться не удастся.
Обобщая, можно сказать, что в новой стратегической концепции Альянс остался верен своим фундаментальным принципам (прежде всего 5 статье), в целом дал адекватную оценку новым угрозам и ясно осознал необходимость комплексного подхода к решению кризисных ситуаций. Однако при чтении документа нередко возникают двойственные ощущения: например, в нём утверждается, что «сегодня Альянс остаётся исключительным гарантом безопасности в непредсказуемом мире». Но разве это так? Ещё в концепции говорится о должном уровне военных расходов, и в то же время Великобритания и Германия значительно урезают свои военные бюджеты. Наконец, концепция предусматривает тесное сотрудничество НАТО с ООН и стратегические отношения с Россией, однако как это будет выглядеть на практике, никто не знает. Короче говоря, за сам документ – твёрдая четвёрка (даже с плюсом), а дальше посмотрим.