Вице-президент США начал в среду свой официальный визит в Россию со встречи с российским президентом Дмитрием Медведевым, после чего в четверг у него состоится встреча с премьер-министром Владимиром Путиным. Перед этим визитом Байден сделал остановку на полдня в Хельсинки, где провел переговоры с финским президентом Тарьей Халонен и рабочий обед с премьер-министром этой страны Мари Кивиниеми.
Визит в Финляндию не привлек к себе особого внимания, поскольку главной темой обсуждения была экономика, а не стратегические вопросы. Кроме того, это была, по сути дела, остановка для дозаправки на пути Байдена в Москву. В центре внимания поездки Байдена … (в оригинале статьи пропуск – прим. перев.) и его последующий визит в Молдавию. Во время своих предыдущих визитов в Европу Байден сосредоточивал внимание на взаимоотношениях Вашингтона со своими союзниками из центральноевропейских стран. Европа, особенно Западная Европа, играет немаловажную роль в сложных отношениях между Вашингтоном и Москвой.
Сердце Европы, как Германия и Франция называют свой лидирующий дуэт в Евросоюзе в окружении других западноевропейских стран, на протяжении последних 16 месяцев было занято кризисом еврозоны, жертвой которого уже пали Греция и Ирландия, а к концу марта может пасть и Португалия, если не будут приняты меры по ее спасению. Несмотря на свою занятость, Франция и Германия наращивают сотрудничество с Россией по целому ряду направлений. Во-первых, Париж и Берлин выступили за определение Москвы в качестве «стратегического партнера» в Стратегической концепции НАТО, которое, по сути дела, является программным документом альянса. Это вызвало недовольство у стран-членов из Центральной Европы, которые прежде находились в сфере советского влияния. Во-вторых, Франция твердо отстаивает свои планы поставки в Россию десантных вертолетоносцев класса «Мистраль», несмотря на критику со стороны тех же самых центральноевропейских стран, особенно стран Балтии. В-третьих, Германия в последние недели также активизировала свое военное сотрудничество с Россией. Немецкий оборонный подрядчик компания Rheinmettal предложила построить в этой стране учебный центр для ее вооруженных сил, а всего несколько дней тому назад заключила контракт на поставку в Россию брони.
С точки зрения Германии и Франции, Россия больше не представляет угрозу их существованию, как это было во времена холодной войны. Напротив, Россия является сегодня выгодным коммерческим партнером. А поэтому страхи Центральной Европы перед усилением России негативно отражаются на бизнесе. Россию надо вовлекать в сотрудничество через торговлю и бизнес. Это приведет к внутренним преобразованиям в стране, которая будет больше похожа на Европу. По крайней мере, именно такие взгляды циркулируют в правительственных кругах Германии в отношении связей с Россией. Они утверждают, что «мягкая сила» торговли и экономических связей приведет к изменениям в отношении к России. Верят ли Берлин и Париж в предлагаемые доводы на самом деле – это не имеет особого значения, но это весьма полезное объяснение, особенно в разговорах с американскими официальными лицами и СМИ. При этом они перечисляют причины, по которым стремятся к налаживанию отношений с Россией вопреки интересам своих союзников по НАТО из Восточной и Центральной Европы. Центральной посылкой в их аргументации является довод о разном стиле руководства Медведева и Путина. Большинство западноевропейских руководителей искренне верят, что Медведев, получи он достаточно властных полномочий, будет иначе руководить страной и станет более благоприятно относиться к Западу. Вместе с тем, европейские руководители говорят о мнимых разногласиях между Медведевым и Путиным, объясняя этим свое стремление всерьез налаживать контакты с Россией. Их аргументы звучат примерно так: деловые контакты и передача технологий, которые способствуют усилиям России в области модернизации, идут на пользу Медведеву и укрепляют его позиции в кремлевском пантеоне власти; следовательно, Европа должна продолжать налаживание отношений с Москвой и Соединенными Штатами, а центральным европейцам не следует стоять на ее пути, поскольку агрессивность лишь заставит Россию замкнуться в себе. Но проблема такой логики состоит в том, что европейцы поступали точно так же с Путиным, и даже сразу после вторжения России в Грузию в августе 2008 года. Германия и Франция сотрудничают с Россией не ради того, чтобы превратить ее в некую либеральную демократию. Это лишь объяснение, которое они представляют Соединенным Штатам и Центральной Европе. На деле же они поступают таким образом, потому что это в их национальных и экономических интересах.
Хорошим примером такой динамики являются переговоры о сотрудничестве России с НАТО в качестве «стратегического партнера». Европейцы утверждали, что это событие огромной важности, поскольку Россия возьмет на себя обязательства в контексте Стратегической концепции НАТО по целому ряду критериев в области демократии и норм права. Однако совершенно неясно, насколько серьезно в Париже и Берлине относятся к таким обязательствам Москвы.
Россия, между тем, знает, как играть в такие игры с Западной Европой, Она знает, как делать намеки на внутренние «реформы», чтобы удовлетворить Европу с ее комплексом «мягкой силы». Но в то же время, она использует свои развивающиеся военные отношения с Францией и Германией в качестве рычага противодействия американскому влиянию в таких странах как Польша и Румыния. Москва чувствует, что ей не следует отвечать на каждое посягательство США в Польше равноценными мерами противодействия – например, размещением ракет «Искандер» в Калининградской области в ответ на развертывание американской ракетной батареи «Пэтриот» в Польше. Вместо этого ей целесообразнее развивать сотрудничество с Германией и Францией, показывая Соединенным Штатам и Центральной Европе, что она является серьезным партнером на континенте.
В связи с этим совершенно естественно возникает вопрос: что будущее готовит НАТО? Как Париж и Берлин намерены находить баланс между своими обязательствами перед союзниками по НАТО и экономическими интересами в России?