Через три года в этот день, 1 августа, исполнится сто лет с начала Первой мировой войны. Войны, которую называли Великой.
Умерли уже все участники этих катаклизмов человечества. Написано огромное количество книг, посвященных событиям этого периода. Более суровые трагедии человеческой истории затенили эту войну. Но споры о ней продолжаются. И чем ближе это печальное столетие, тем больше будут ужесточаться эти споры.
Каковы причины войны? Кто виноват в начале военных действий таких масштабов? Как повлияла война на дальнейшее развитие человечества? Почему не воспользовались уроком, чтобы предотвратить повторение подобной катастрофы? Есть еще множество других вопросов. Есть ли у нас полные ответы на эти вопросы? Есть ли в этих ответах единодушие? Или, как говорят, историки защищают правильность поступков своих стран?
Этот печальный юбилей - повод вернуться к хронике событий начала XX века. Конечно, не для переписывания истории, а чтобы лучше понять с расстояния XXI века с учетом прожитого столетнего исторического опыта.
Сегодня очевидно, что Первая мировая война имела мировой исторический масштаб. Говоря современным языком, эта война стала первым всеобьемлющим выражением глобализации. С точки зрения тогдашней эпохи мир был тесен, и новых инструментов для мирного решения такого типа проблем не существовало. Прибегли к традиционным – к войне.
Для такого выхода из этой ситуации было много причин глобального, регионального, экономического, торгового, национального и других характеров. Каждый участник войны преследовал собственные цели, пропорциональные его позиции, стремлениям, интересам. Действительно, ряду крупных стран тогда удалось завоевать господствующее положение в Европе в колониальных захватах, мировой торговле, политическом влиянии. Эти страны стремились сохранить и укрепить свои геостратегические позиции, пытались не допустить образования новых европейских сверхдержав, которые могли бы поставить под угрозу их позиции. С другой стороны, другие крупные государства, которые опоздали с расширением своего влияния, стремились к доминированию, дали исторический импульс перераспределению уже сформированного мира.
Третьи акторы мировой политики, которые переживали бурный экономический рост, искали возможность расширить торговые каналы, которые становились слишком малы, а также продвижения своих интересов. Противоположные геостратегические векторы государств, а затем созданных ими коалиций, сталкивались по всей планете: в Средиземноморье, на Балтийском побережье, в Тихом и Атлантическом океане, Ближнем Востоке, Центральной Азии, Индии, Китае, Африке и так далее. Напряженность росла на региональном уровне. Особенно это проявилось на Балканах, где еще не завершился процесс национальной идентификации, разграничения между странами, государственного формирования. Как нигде в других частях Европы, здесь были вовлечены внешние факторы. Постоянно возрастал уровень нестабильности в связи с этническими противоречиями в многонациональных империалистических странах. К этому следует добавить и чувство реваншизма за предыдущие поражения. Оказалось, что все были готовы или готовились к войне. Как писал президент США Вильсон, «война началась не по какой-либо одной причине, война началась из-за всех причин сразу».
Ждали подходящего повода. И он появился. На Балканах.
Здесь систематически накоплялась напряженность. Еще с момента, когда народы получили автономию и независимость в результате падения Османской империи, эта часть Европы стала объектом сложных, конфликтных политических маневров. Появился новый противник молодых балканских стран. Самым сильным фактором кризисных событий была аннексия Боснии, последующие балканские войны, стремления к реализации идеи триализма. Не хватало только искры, которая бы взорвала «пороховую бочку» Европы. Таким «детонатором», на современном политическом языке, было убийство в Сараево. Попытки России, Великобритании, Франции, Италии урегулировать кризис путем переговоров потерпели неудачу. Государства, которые считали, что они готовы к войне, воспользовались этим инцидентом как предлогом для ее начала 28 июля 1914 года. Австро-Венгрия объявила войну Сербии и открыла артиллерийский огонь по Белграду. Россия заявила, что не оставит Сербию в беде. Германия объявила 1 августа войну России. Началась большая война.
Если бы не было Сараево, нашлось бы другое «Сараево».
Не буду остановливаться на фактологии военных операций. Отмечу только, что во время этой войны впервые было использовано оружие массового уничтожения, а также другие виды варварского оружия.
Результаты Первой мировой войны так же противоречивы, как и ее причины. Очевидно одно: она имела эпохальное значение, кардинально изменила мир. Возникла новая, но, увы, несбалансированная конфигурация международных факторов. Несмотря на лозунги, что мир должен быть «миром без победы», война закончилась уничтожением одной из коалиций, национальными бедствиями, посеяла новые семена реваншизма. Версальский мир стал прологом к другому, более чудовищному событию - Второй мировой войне. Я согласен с теми, кто считает, что Версаль, по сути, не закончил войну. Изменены были только средства и методы борьбы, которые приведут к новым катастрофическим катаклизмам. Я скажу так: практически все значимые события ХХ века являются последствиями Первой мировой войны. Ее эхо слышалось до начала этого тысячелетия, и, вероятно, до сих пор слышно.
Война не закончилась сразу. В марте 1918 года из нее вышла Россия, в сентябре - Болгария, в октябре - Австро-Венгрия, 11 ноября подписали перемирие с Германией. В результате этой исторической катастрофы рухнули четыре империи. Я не буду говорить о других. Трагически рухнула многовековая Россия.
Первая мировая война в моей стране на протяжении нескольких десятилетий была предана забвению. О ней упоминалось только как об историческом факте. Причина одна - идеология. Эта война рассматривалась через призму Октябрьской революции и последующей гражданской войны. Игнорировалась гуманитарная сторона - миллионы граждан России, покинув свои рабочие места, семьи, с огромной территории России пошли на войну, как им было сказано, за веру, царя и Отечество. И полегли в этой великой войне.
Не знаю, потерпела ли Россия в этой войне поражение. Но победителем точно не стала. Сегодня, к 97-летию начала Первой мировой войны, мои соотечественники, которые живут в Сербии, положат в знак памяти и скорби венки к мемориалу миллионам россиян, погибших в этой войне, к памятнику, который является единственным в мире и находится в Белграде. И праху тех, кто защищал сербскую землю, ее столицу.
Александр Конузин - посол России в Сербии