Можно раздумывать о том, насколько неудачно то, что саммит программы «Восточное партнерство» проходит в Варшаве в тот момент, когда вся Европа боится надвигающегося кризиса, который может стать еще более тяжелым, чем кризис 2009-го, и раздумывает, как избежать самого худшего.
Будет ли Ангела Меркель, которая еще в четверг утром боролась в Бундестаге за одобрение дополнительной помощи для Греции, забивать себе голову раздумьями о том, как втянуть в орбиту европейского влияния страны, лежащие на восток от Буга? Но именно сейчас самое время, чтобы несмотря на свои многочисленные текущие проблемы, Европейский Союз отчетливее, чем раньше показал, что намерен вести сотрудничество с восточными странами, и придал новую энергию программе, которая должна удовлетворить европейские устремления этих стран и народов.
Если Украину, Белоруссию, Грузию, Армению, Азербайджан, Молдавию удастся вовлечь в более тесные отношения и сотрудничество с Евросоюзом, это пойдет на пользу не только самим этим странам, но и Европе, а в особенности Польше. Ведь чем меньше на наших восточных соседей влияет Россия, тем меньше угроза имперской экономической политики Москвы. Неделю назад мы узнали, что в Кремле были приняты решения, и в ближайшие 12 лет (а то и в два раза дольше) у руководства в Москве останется тандем Путин – Медведев. Для предыдущих сроков Владимира Путина, как на президентском, так и премьерском посту, были характерны имперские амбиции в отношении ближайших соседей России, которых Кремль всегда считал своей сферой влияния. Это сильно почувствовала на себе Украина (и Польша), когда перекрывались газовые вентили или запрещался импорт продуктов.
Россия Путина и ее устаревшая экономика, находящаяся в зависимости о сырьевых ресурсов, будет и дальше вести имперскую политику в экономической сфере, примером чего служат попытки взять под свой контроль украинские газопроводы, не допустить диверсификации поставок сырья, а также, как говорят многие эксперты, лоббирование против использования атомной энергии и добычи сланцевого газа в Европе.
Поэтому страны, лежащие на восток от Буга, нуждаются сейчас в более мощном предложении со стороны Евросоюза. Варшавский саммит, конечно, не удовлетворит всех их амбиций, но в какой-то мере оживит программу «Восточное партнерство». Для стран, охваченных этой программой, ключевое значение буде иметь факт, что заявление, которое будет сделано по итогам варшавской встречи, вопреки некоторым звучащим из Европы голосам, оставит им будущую возможность претендовать на членство в ЕС. Помимо этого Евросоюз сможет и дальше оказывать давление на руководство этих государств, чтобы они подняли стандарты экономики и политики до европейского уровня.
И еще саммит должен укрепить имидж Варшавы в столицах наших восточных соседей: он покажет, что Польша обладает силой убеждения на европейской арене и способна успешно отстаивать в Брюсселе интересы этих стран.