Католическая церковь напоминает концерн Fiat-Chrysler. Чахнет в Италии и Европе, укрепляется в Соединенных Штатах, но наиболее многоообещающий рынок имеет в остальной части земного шара и подумывает о том, кто станет новым Папой. Нация, в которой насчитывается наибольшее количество католиков в настоящий момент, – это Бразилия с ее 134 миллионами жителей, что намного больше, чем в Италии, Франции и Испании вместе взятых. Там католицизм сумел устоять против жестокой конкуренции, которая в прошлые десятилетия нанесла тяжелые удары церкви, потому что, когда среди неомарксистской католической элиты вошла в моду теология освобождения, верующие перестали массово бежать в ту же сторону. Миллионами они перешли в новые церкви пятидесятников с их красочными богослужениями, музыкой, пением, излечениями, вдохновенным языком. Но сегодня и этот исход прекратился. И в католической церкви верущие находят тепло участия, твердость доктрины, которые три-четыре столетия тому назад привели к успеху миссии иезуитов при создании индейских резерваций. В следующем году Всемирный день молодежи будет проводиться в Бразилии. Папа Иозеф Ратцингер пообещал, что он будет на нем присутствовать.
Читайте также: Новая утечка из Ватикана - никакой передышки Папе
А ведь есть еще и азиатские тигры. Южная Корея является их эмблемой. В этой стране число католиков растет удивительно быстрыми темпами, каждый год получают крещение десятки тысяч взрослых. Они стали душой народного движения, которое мирным путем опрокинуло военные диктатуры. Они представляют собой активную часть производительных слоев населения, ставших авторами корейского экономического чуда. В столице, Сеуле, католики составляют 15%, а полвека назад их вообще там не было. Подобно большому предприятию, корейская католическая церковь поставила своей целью обратить к 2020 году 20% своего населения. Название этой программы – «Евангелизация Двадцать Двадцать».
В Азии Филиппины – единственная нация, где католики составляют большинство, там - 76 миллионов верующих.
Но, помимо Кореи, католицизм набирает силу в разных других странах, в том числе и в Китае, где он преследуется. Там число христиан - католиков и некатоликов - колеблется по разным оценкам от минимума в 16 миллионов до максимума в 200 миллионов. Родни Старк (Rodney Stark), один из известных исследователей, называет наиболее реалистическую цифру в 70 миллионов. Женщины обращаются вдвое чаще, чем мужчины, причем обращения в католическую веру наиболее часты в городах, особенно - среди благополучных слоев населения. Тот, кто посещает китайские университеты, бывает поражен «христианской» атмосферой, гораздо более ощутимой, чем в западных университетах.
Также по теме: Ватикан под ударом
Тем более - Африка. К югу от Сахары за последнее столетие число католиков увеличилось с 2-х миллионов до 130-ти миллионов, причем миссионерская деятельность никогда не имела такого размаха за все предшествующие 2 тысячи лет существования церкви. Самое удивительное в этой экспансии миссионерской деятельности то, что она началась из Европы, где церковь теряла свои позиции под напором культуры и властей, враждебных христианству. Но здесь сюрпризы не заканчиваются. В Соединенных Штатах католическая церковь по сравнению с историческими протестанскими церквями лучше устояла под напором секуляризации именно там, где она отказывалась приспосабливаться к культуре и доминирующему стилю жизни. И сегодня она намного более активна на общественной сцене не только благодаря новым епископам, которые ее возглавляют, но и из-за присутствия среди верующих все большего числа иммигрантов из Латинской Америки. Для Бенедикта XVI церковь Соединенных Штатов представляет собой доказательство того, что потеря веры не является неизбежностью для Запада.
Итак, происходящие изменения в мировом католицизме очень масштабны, а наиболее подходящей кандидатурой на пост нового Папы сегодня, несомненно, считается 68-летний кардинал Марк Уэлле, канадец, владеюший многими языками, архиепископ Квебека, одного из наиболее секулярных регионов планеты. Он - признанный теолог школы Ратцингера, префект Конгрегации по делам епископов, ответственной за избрание новых епископов, многие годы бывший миссионером в Латинской Америке.