Возможно ли, чтобы Путин желал поражения в матче с Польшей в этот вечер? Говорят, что российский президент, придавая большое значение этому чемпионату Европы по футболу, проходящему частично на Украине, и учитывая исторические события, желал бы российской команде прийти второй в этом круге, чтобы увидеть игру России с Германией и одержать над ней победу в символическую дату, 22 июня, когда нацисты напали на Советский Союз. В этот вечер в Варшаве матч между командой Польши, которая сыграла вничью с Грецией, и командой России, победившей команду Чехии, вызывает разные сравнения помимо спорта, находящие отклик в душе народов, которые столкнутся в игре.
Между Польшей и Россией пролегли века войн, разделов, аннексий, ненависти: как это часто случается, цена их соседства бок о бок отразилась на географической карте. Первый тайм, если так можно выразиться, так как мы начали с футбола, поляки сыграли вне дома, увлеченные Литвой в Великое княжество Московское. Это случилось в семнадцатом веке, в годы сменяющих друг друга “Лжедимитриев”, претендующих на трон царей при поддержке католических польских королей, чтобы ослабить страну, которая вполедствии стала православной империей Романовых. Когда первого Лжедимитрия, выдававшего себя за сына Ивана Грозного, поймали и убили, то бояре зарядили его прахом пушку и выстрелили в сторону Польши.
Создается впечатление, будто бы история захотела навсегда отравить отношения между странами. В последующие века русские объединились с Габсбургами и Пруссией, чтобы разделить между собой Польшу и стереть ее с географичекой карты. Потом Варшава, завоевавшая независимость, вела войну с большевистской Россией. Сталин «воткнул ей нож в спину», когда 17 сентября 1939 года вошел в восточную Польшу через 16 дней после оккупации нацистами западной Польши. Отсчет истории полностью свободной Польши начнется только в 1989 году после падения коммунизма.
Чуть больше двух лет тому назад правительства России и Польши, у которых появились общие экономические интересы, попытались сделать шаг в сторону мира и согласия. Это не могло произойти ни в каком другом месте, кроме Катыни, в лесах вокруг Смоленска, в западной России. В 1941 году секретные службы Сталина убили в Катыни 22 тысячи польских офицеров и представителей интеллигенции. Элита страны была уничтожена, она не должна была больше никогда возродиться.
Советская власть всегда списывала ответственность за это массовое убийство на нацистов; для поляков настоящее примирение было бы возможно только после официальных извинений русских. Путин, который встретился с польским премьер-министром Дональдом Туском на территории мемориала в Катыни 7 апреля 2010 года, старался найти половинчатое решение. История отказалась служить его целям и еще раз нанесла жестокий удар по Катыни через несколько дней, когда самолет Туполев, на котором летел польский президент Лех Качиньский с женой и другими 94 высокими официальными лицами для участия в памятной церемонии, упал на землю и разбился. Все пассажиры и экипаж погибли.
Путин вернулся в Смоленск, чтобы обнять горюющего Туска. Какое-то время участие русских, открытие секретных архивов, касающихся бойни в Катыни, и совместное расследование причин самолетной катастрофы, казалось, даже способствовали примирению. Но не все тени были уничтожены, не все в Польше, и прежде всего, брат погибшего президента Ярослав, были уверены, что причиной падения самолета не стал заговор, хотя у них не было никаких доказательств.
12 июня Россия празднует свой национальный праздник возрождения после распада СССР. Это особенный день. Деликатное празднование его на польской земле в руках болельщиков.