Фраза, произнесенная в начале нового учебного года министром образования Франческо Профумо и вызвавшая бурю полемики, звучала так: «Я думаю, что страна меняется. В школах - все больше учеников, принадлежащих к другим культурам, исповедующих другие религии и происходящих из других стран. Нужно пересмотреть вопрос о преподавании часа религии». Словно небеса разверзлись: сторонники и противники преподавания католицизма в школе вступили в полемику, комментируя фактическое изменение итальянского общества. За преподаванием факультативного часа религии в неделю скрыты аномалии и перекосы, со временем закрепившиеся: привилегии, предпочтительное получение постоянных мест, лучшие пенсионные условия для преподавателей, избравших своим предметом католическую религию. Их карьера легко идет вверх. В то время как тысячи преподавателей, желающих получить постоянное место работы в школе, годами вынуждены работать по временным контрактам, учителя с Библией в руке поставлены в гораздо более выгодные условия.
Все начинается с отбора: местная Курия организует курсы для преподавателей религии, выбирает их, основываясь в том числе - и на их моральном поведении, совместимом с преподаванием католицизма (дверь закрыта для разведенных и живущих в гражданском браке), решает вопрос, в какие школы их направить. Эти правила действуют для всех 16426 преподавателей религии, работающих в школах страны. Для них, помимо выполнения условий приема на работу на основе конкурса и полученного образования, необходимо положительное мнение местной Курии, которая может одобрить или не одобрить прием того или иного преподавателя на основе своей доктрины и собственных критериев. Другими словами, учителя религии подчиняются приказам католической иерархии, но оплачиваются итальянским государством.
Читайте также: Какая религия распространяется быстрее всего?
«Нарушение заключается в том, что Курия имеет огромную власть при определении уровня квалификации претендента на рабочее место», - говорит Миммо Панталео из школьного профсоюза Cgil. – Фактически Италия делегирует иностранному государству право преподавания и набора учителей. Нужно пересмотреть соглашение”. Действительно, в 1929 году было введено обязательное преподавание религии в средних школах и лицеях, как “основа и завершение общественного образования”. Хотя статья договора находится в явном противоречии со светским характером государства, только в 1984 году было принято решение отменить обязательный характер преподавания религии. И в последующие годы не были изменены критерии отбора, но настоящие возможности многим преподавателям представились в 2003 году. В этот год тогдашний министр образования Летиция Моратти решила принять на постоянную работу 15383 преподавателя в результате первого специально организованного конкурса в истории республики.
Основной проблемой остается одобрение церковных властей. Чтобы участвовать в конкурсе, нужно не только преподавать непрерывно в течение четырех лет за последний десятилетний период в государственной или приравненной к ней школе, но и иметь свидетельство о профессиональной пригодности, выданное епархией. Почти во всех регионах в конкурсах участвовало лишь слегка превышающее число имеющихся рабочих мест количество преподавателей. Были и явные перекосы: В Эмилии-Романье, в Лигурии, в Марке, Молизе, Умбрии, Венето и Ломбардии числ мест преподавания религии в начальных школах и детских садах превысило количество подходящих кандидатов. Совсем в другом положении находятся сотни тысяч учителей других предметов, работающих по временным контрактам и десятилетиями ожидающих постоянного места.
Также по теме: Свобода религии в Европе
Но это - не единственный пример уважительного отношения правительства Берлускони к Святому Престолу. За два месяца до перехода власти в руки Проди Совет министров постановил сохранить периодическое увеличение зарплаты для временных преподавателей религии, еще не получивших постоянного места.
Таким образом, то, что было для преподавателя религии недостатком (временное преподавание по договору между государством и церковью) обратилось в преимущество. До 1980 года преподавателям религии без постоянного места назначалось большее периодическое повышение зарплат, чтобы компенсировать отсутствие статуса штатного учителя. Зарплата выплачивалась итальянским государством, но у преподавателей религии не было всех преимуществ, которыми пользовались штатные учителя. Но когда преподаватели религии были приняты на постоянной основе на работу в школу, их привилегия по периодическому повышению зарплаты по сравнению с преподавателями других предметов сохранилась. Два подхода к учителям религии и всех других предметов продолжают сохраняться: в июле этого года Апелляционный суд Перуджи постановил, что повышать зарплату каждые два года на 2,5% следует только преподавателям религии без постоянного места.
Преподавателям всех других предметов, не имеющим постоянного места, никакого повышения зарплаты не назначается. Пенсия по-разному начисляется для преподавателей религии, ставших штатными, и для учителей других предметов: для первых все годы работы без постоянного места рассчитываются из 100%, а для вторых – из 66%. Ясно, на чьей стороне преимущество.
Читайте также: Урок религи - реформу начинают преподаватели
Но это еще не все. Учитель религии в средней школе получает большую зарплату, чем его коллега, преподающий математику или английский язык, так как первый приравнен к преподавателю лицея, то есть его ежемесячная зарплата на 200 евро превышает зарплату его коллег. “Это различие связано с тем фактом, что преподаватели религии часто работают в нескольких школах”, - объяснят Орацио Рушика из профсоюза преподавателей религии.
Необходимое число учителей религии рассчитывается на основе закона, который запрещает объединять учеников различных классов на уроке религии, даже если из всего класса только один ученик решит посещать факультативный урок католической религии. А вот учителя, преподающие факультативный третий язык, могут объединять учеников различных классов. Фактически, число учителей не привязано к количеству учеников только при преподавании религии. Все предложения профсоюзов учителей изменить это положение, чтобы выкроить ресурсы для школы, ни к чему не приводили. Вопрос подготовки преподавателей тоже решается по-разному: чтобы работать в начальных и средних школах уже давно необходимо иметь высшее образование, но этот принцип не соблюдается в деле преподавания религии. Только начиная с 2017, преподаватели религии должны будут иметь университетское образование согласно договору, подписанному министром Профумо и председателем Конференции католических епископов кардиналом Анджело Баньяско. Для священников остается достаточным образование, полученное в семинарии. Остается проблема: сколько студентов изберут другую деятельность вместо часа религии в неделю? Тенденция посещения уроков религии идет вниз. Не кажется, что в будущем потребуются новые преподаватели. Но профсоюз преподавателей религии Snadir требует, чтобы еще 3 тысячи учителей религии были приняты в штат на постоянной основе. В настоящий момент правительство объявило о конкурсе на принятие 21 тысячи учителей на постоянную работу. Но нет квоты для преподавателей религии.
“Закон говорит, что конкурс должен устраиваться каждые три года, - говорит Рушика, - но с 2007 года он не объявлялся. Мы требуем, чтобы наши временные учителя религии тоже были зачислены в штат”. А 200 тысяч учителей других предметов, работающих на временной основе, могут и подождать.