Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Уроки русско-японской войны. Как отцы Японии остановили рост расходов

Главным ориентиром политики современной Японии и европейских стран являются финансовые проблемы. Такая же ситуация сложилась в Японии и в начале XX века

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После Русско-японской войны Японии удалось остановить разрастание государственных расходов за счет отдельных выдающихся личностей из парламента и политических партий, которые были лидерами нации. Сейчас наше финансовое положение хуже, чем после окончания этой войны, и все надежды по выходу из сложившейся ситуации возложены на политиков.

В период эпохи Мэйдзи (1868—1912) самым ощутимым кризисом для Японии стала русско-японская война 1904-1905 годов. Наверное, больших сомнений по этому поводу ни у кого не возникнет. Это была полномасштабная война, в которой столкнулись Япония, только-только вставшая на путь экономического развития, основанный на модернизации и технологиях, и Российская империя, которая расширяла свои интересы на Дальнем Востоке. Одна только японская армия понесла военные потери в количестве более чем 50 тысяч человек, а общие потери и русской и японской сторон превысили 80 тысяч.

Русско-японская война оказала глубочайшее влияние на Японию и в экономическом плане. Военные расходы японской стороны достигли 1,83 млрд. иен, что на 1903 год приравнивалось к 68% ВНП Японии. Чтобы внести большую ясность в соотношение экономических масштабов, можно сопоставить эти цифры с долей ВВП Японии за 2011 год, что дает нам сумму свыше 300 триллионов иен. Ровно столько потратила страна на два года ведения войны. Финансирование русско-японской войны шло в основном за счет выпуска  государственных облигаций, в результате чего государственный долг в долях от ВНП вырос с довоенных 23% аж до 70%.

Помимо выплаты долговых обязательств по государственным облигациям, которых накопилось огромное количество, после окончания русско-японской войны возникла сильнейшая необходимость в новых государственных расходах. В своем классическом произведении «Большие политические перемены, крушение системы 1900-х» Дзюндзи Сакано изображает историю послевоенной эпохи Мэйдзи как полностью сконцентрированную на финансовой политике.

Крейсер "Варяг" после подъема в 1905 году


Читайте также: Япония должна сосредоточиться на своей больной экономике

Тот же автор пишет, что в процессе формирования экономического отставания от усилившихся международных позиций Японии в результате победы в русско-японской войне, три большие группы: некоторые внутренние министерства (Министерство внутренних дел, Министерство связи, Министерство железных дорог и другие) сухопутная армия и флот, а также политические партии – положили начало бюджетной инфляции. Армия и флот, значение которых повысилось после войны, требовали расширения технического состава, внутренние ведомства нуждались в совершенствовании промышленной инфраструктуры, особенно железнодорожной, портовой и телекоммуникационной систем. С другой стороны, сильнейшая политическая партия «Сэйюкай», полагавшаяся на поддержку регионов, объединившись с внутренними ведомствами, просила о развитии инфраструктуры, например, железных дорог, в регионах.

Однако в результате государственные расходы подверглись жестким ограничениям. Доход от государственных облигаций страны за вычетом расходов на обслуживание долга и формирует первичный финансовый баланс. Номинальная процентная ставка по выплатам равна номинальному темпу экономического роста (процент роста номинального ВВП), а при условии фиксированной налоговой ставки, внешний долг, накапливаясь, растет, если первичный финансовый баланс страны уходит в минус. Если же он наоборот положительный, то долг по гособлигациям сокращается. Таким образом, для правительства первичный баланс является важнейшим показателем для оценки финансовой стабильности.

В утвержденном на днях кабинетом министров сводном бюджете на 2013 год первичный баланс уходит в минус на 23,2 трлн. иен. Если рассмотреть ситуацию после окончания русско-японской войны, то после 1906 года учетный первичный баланс составлял плюс 200-400 млн. иен ежегодно, это значение соответствует 4-12% номинального прироста ВНП на тот период.

Также по теме: Император вселяет мужество в жителей пострадавших районов


Такой большой профицит бюджета явился результатом развернутой бюджетной политики. В августе 1911 года к власти в Японии пришел кабинет Сайнодзи Киммоти (выдающийся японский политик начала XX  века – прим. пер.), который являлся председателем партии «Сэйюкай». Его влиятельный однопартиец Такаси Хара, совмещавший должность министра внутренних дел и председателя железнодорожного комитета, был приверженцем экспансивной бюджетной политики, концентрируясь на расширении промышленной инфраструктуры. Причина в том, что партия «Сэйюкай» ориентировалась на развитие регионов страны.

В ответ на это Тацуо Ямамото, министр финансов, а до этого глава Банка Японии, потребовал введения строгого контроля расходов, опасаясь финансового кризиса. Хара был в бешенстве от мер жесткой экономии Ямамото, по этому поводу он даже сделал следующую запись в своем дневнике: «Ямамото в виду своей крайней влиятельности вошел в состав кабинета министров, но, не вникнув ситуацию, он считает, будто бы весь кабинет подчиняется ему, и в этом его основная ошибка». На самом деле между Хара и Ямамото была огромная пропасть по силе влияния в политических кругах.

Цусимское сражение 1905 г.


Причина успеха политики жесткого финансового контроля Ямамото и Министерства финансов, не смотря ни на какие препятствия, была в том, что его поддерживали политические старейшины «гэнро» (отцы нации). В ноябре 1911 года, когда противостояние между Хара и Ямамото обострилось из-за того, что Ямамото собирался урезать бюджет на общественную деятельность, один из старейшин «гэнро» Каору Иноуэ, имевший вес в финансовых кругах, а также Эйити Сибусава, встретившись с Сайнодзи, Хара и Ямамото, оформили свое письменное мнение касательно финансовой политики. Основными пунктами его были нежелательность внешнего долга, сокращение общественного долга, корректировка политического курса. Появление этого документа сильно изменило расстановку сил в кабинете министров в соперничестве Хара и Ямамото. После этого из бюджета на 1912 год были вычеркнуты расходы на оборудование портов и железные дороги, на которых так настаивал Ямамото.

Читайте также: Спасет ли Японию «абэномика»?

Политические процессы после русско-японской войны можно наложить на современность. Демократии присущ экспансивный рост бюджетных средств. Конкретный политик, наделенный властью, заручившись финансовой поддержкой от государства, может получить огромную прибыль, затратив сравнительно немного собственных средств. Результаты выборов в Италии, прошедших в конце прошлого месяца, хорошо продемонстрировали такую демократическую ловушку.

После русско-японской войны Японии удалось остановить разрастание государственных расходов за счет отдельных выдающихся личностей из парламента и политических партий, которые были лидерами нации. Кому по силам подобная роль в современной Японии? Кандидат от политических кругов должен быть как минимум успешен на выборах. Здесь, скорее всего, подойдет такой влиятельный член парламента, у которого бы имелась мощная основательная база, исключающая денежную мотивацию.

Опять же конституция, наделяя членов верхней палаты парламента шестилетним сроком нахождения у власти, поддерживает их позиции для подобных действий. Сейчас наше финансовое положение хуже, чем после окончания русско-японской войны, и все надежды по выходу из сложившейся ситуации возложены на политиков.

Автор – профессор аспирантуры экономики Токийского университета. Специализируется на истории экономики, сравнительном историческом анализе. Автор книг «Индустриализация Японии и сталелитейная промышленность», «Занятия по истории экономики».