Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Двадцать лет спустя после распада СССР Москва пытается успокоить проблемные регионы и сдержать кровопролитие на Кавказе с помощью футбольных достижений. В этом ей помогают Самюэль Это’о, Роберто Карлос и прочие знаменитые игроки, которых привлекают предлагаемые Российской футбольной премьер-лигой миллионы.

Состоявшийся в прошлом месяце громкий переход Самюэля Это’о (Samuel Eto’o) из миланского «Интера» в махачкалинский «Анжи», в результате которого камерунский нападающий стал самым высокооплачиваемым футболистом в мире (он теперь получает 350 000 фунтов стерлингов в неделю), наглядно продемонстрировал тактику массированной финансовой поддержки футбола, которую направляет федеральное правительство.

Недавний подъем «Анжи» (Дагестан), грозненского «Терека» (Чечня) и казанского «Рубина» (Татарстан) поддерживался крупными финансовыми вливаниями со стороны региональных властей. «Анжи» кроме того поддерживает его владелец Сулейман Керимов, из состояния которого, составляющего 5,5 миллиарда фунтов, поступают зарплаты Это’о, Роберто Карлоса (Roberto Carlos) и бывшего защитника «Челси» Юрия Жиркова.

Казанский «Рубин» дважды подряд стал чемпионом России - в 2008 и 2009 годах. Добиться такого успеха ему помогла поддержка со стороны правительства республики, которое рассчитывало благодаря достижениям ранее ничем не прославившейся футбольной команды укрепить гордость населения регионом.

Впрочем, популярная в Кремле идея о том, что жители регионов станут вести себя спокойнее, если их региональная идентичность будет связана с успешными футбольными командами, пока нуждается в дополнительных доказательствах.

Например, в Чечне и Дагестане, в которых сепаратистские движения по-прежнему связаны с терроризмом, ситуация настолько сложная, что и «Терек» и «Анжи» сейчас базируются далеко от своих беспокойных родных городов.

Игроки «Терека» живут и тренируются в 150 милях от города, а Это’о и другие футболисты из «Анжи» - в Москве и летают в расположенную от нее за 900 миль Махачкалу только на домашние матчи.

Ирландский полузащитник Эйден Макгиди (Aiden McGeady) который провел последний год, играя за крупнейший клуб России – московский «Спартак» - признает, что для столичных клубов поездки на Кавказ редко обходятся без проблем.

«Во время игры с “Анжи” у нас был угловой, я шел его подавать, и тут началась настоящая схватка, - рассказывает Макгиди. – Я видел, как болельщики “Анжи” бросались на болельщиков “Спартака”. Они вырывали сиденья и швыряли их в наших болельщиков».

«Там совсем другой мир. Мои собратья по команде рассказывали мне, что для команд из региона все это нормально».

Насилие среди болельщиков и расизм по-прежнему пятнают репутацию российского футбола, однако в ходе подготовки страны к Зимней олимпиаде 2014 года в Сочи власти намерены избавиться от этих пятен. К 2018 году, в котором в России будет проводиться Чемпионат мира по футболу, расизм, как ожидается, уйдет в историю.

В прошлом году болельщики московского «Локомотива» развернули баннер с изображением банана, который был адресован нигерийскому нападающему Питеру Одемвингие (Peter Odemwingie), сейчас играющему за «Вест Бромвич». В марте санкт-петербургский «Зенит» был оштрафован на 6000 фунтов после того, как один из его болельщиков перед матчем протянул Карлосу банан.

Кроме того, этим летом бразильский защитник Карлос ушел с поля и пригрозил в знак протеста покинуть Россию, когда во время игры с «Крыльями советов» из толпы кто-то бросил банан.

Карлос зарабатывает в «Анжи» 4,2 миллиона фунтов стерлингов в год. Они с Жирковым примерно в равной мере пользуются щедростью владельца клуба Керимова. Впрочем, высокие расценки не ограничиваются недавно разбогатевшими клубами из регионов.

«Зенит», финансирующийся «Газпромом» - крупнейшей компанией в России - как считается, нанял бывшего тренера «Ромы» Лучано Спаллетти (Luciano Spalletti) за 4 миллиона фунтов в год, в то время как звезда команды Александр Кержаков зарабатывает свыше 100 тысяч фунтов в неделю.

Джои Бартону (Joey Barton) «Зенит» предлагал 100 тысяч фунтов в неделю, что выглядело еще более привлекательно, так как в России с футболистов взимают лишь 13 % налога. Однако в итоге, оставив «Ньюкасл», футболист предпочел перейти в «Куинз Парк Рейнджерс». А вот Макгиди, покинувший «Селтик», сейчас получает от «Спартака» 50 тысяч фунтов в неделю.

Тесно связанный с Романом Абрамовичем московский клуб ЦСКА также щедро платит вратарю Игорю Акинфееву и японскому полузащитнику Кэйсукэ Хонде (Keisuke Honda).

Тем не менее, хотя «классическое дерби» «Спартак»-ЦСКА в Москве посетило на прошлой неделе 60 тысяч человек, билеты на матчи высокого уровня редко расходятся полностью, если не считать домашних матчей «Зенита».

Два сибирских клуба – пермский «Амкар» и томский «Томь» - сейчас переживают серьезные финансовые затруднения, а Москва уже пять лет ждет, пока чемпионский титул вернется из регионов.

И все же еженедельные трансляции матчей Российской футбольной премьер-лиги на ESPN смотрят все больше и больше зрителей. Присутствие таких фигур, как Это’о, также, вероятно, поднимет популярность российского футбола.

Впрочем, может ли игра добиться того, чего не смогли достичь политики, пытавшиеся обеспечить мир и процветание за пределами Москвы, это совсем другая тема.