Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сын пилота сбитого U-2 прибыл в Москву с собственной миссией

© Mikko Tapio VartiainenОбломки самолета U2, выставленные в Центральном музее вооруженных сил в Москве
Обломки самолета U2, выставленные в Центральном музее вооруженных сил в Москве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В прошедшую субботу исполнилось ровно пятьдесят лет с того момента, как был сбит американский летчик Френсис Гэри Пауэрс, пилотировавший разведывательный самолет U-2 над территорией Советского Союза. Этот драматический эпизод "холодной войны" подтолкнул враждебные сверхдержавы в сторону конфронтации. Сейчас его сын прибыл в Москву с собственной миссией: рассказывая историю своего отца, он намерен помочь сохранить историю "холодной войны" и помочь будущим поколениям россиян и американцев никогда больше не сталкиваться с угрозой ядерной войны.

В прошедшую субботу исполнилось ровно пятьдесят лет с того момента, как был сбит американский летчик Френсис Гэри Пауэрс (Francis Gary Powers), пилотировавший разведывательный самолет U-2 над территорией Советского Союза. Этот драматический эпизод "холодной войны" подтолкнул враждебные сверхдержавы в сторону конфронтации.

Сейчас его сын прибыл в Москву с собственной миссией: рассказывая историю своего отца, он намерен помочь сохранить историю "холодной войны" и помочь будущим поколениям россиян и американцев никогда больше не сталкиваться с угрозой ядерной войны.

1 мая 1960 Пауэрс сидел в кабине самого высотного самолета того времени и старался точно следовать курсу, намереваясь сфотографировать лежащие далеко внизу советские военные базы. Внезапно он увидел оранжевую вспышку, и его самолет поразила советская ракета класса «земля-воздух». Он выпрыгнул с парашютом и удачно приземлился, но был быстро схвачен.

В месяцы, предшествовавшие истории с самолетом Пауэрса, Москва и Вашингтон осторожно продвигались к оттепели. Инцидент с U-2 положил конец этим надеждам.

Он также стал унижением для президента США Дуайта Эйзенхауэра, который вынужден был признать первоначальные заявления его администрации о том, что самолет выполнял задание метеорологов, ложью.

«Чтобы понять современный мир, необходимо знать, как мы к нему пришли – в частности, через холодную войну», - заявил в пятницу 44-летний сын летчика Френсис Гэри Пауэрс-младший.

«После этого нужно понять, как она развивалась и расширялась, и насколько близко мы подошли к ядерной войне, хотя благодаря дипломатии (и, отчасти, благодаря удаче) и смогли предотвратить ее во время Карибского кризиса 1962 года».

Младший Пауэрс вместе с российскими военными историками выступил перед солдатами и курсантами в московском Центральном музее вооруженных сил, в котором выставлены обугленные останки разведывательного самолета его отца. В 1990-х годах он дважды посещал Россию, однако в этот раз впервые выступил публично.

Фоном для его визита стали попытки Вашингтона и Москвы «нажать кнопку перезагрузки» и улучшить отношения между двумя странами. Недавно страны подписали договор о сокращении своих ядерных арсеналов.

Пауэрс-младший профессионально посвятил жизнь сохранению памяти о "холодной войне". Созданный им музей, основанный в 1996 году и входящий в систему музеев Смитсоновского института, изначально был передвижной выставкой, но недавно впервые постоянно разместился на бывшей армейской базе связи под Вашингтоном. Он также проводит экскурсии по шпионским местам Вашингтона.

Роковая миссия его отца была 24-м полетом над территорией Советского Союза в рамках глубоко засекреченной программы ЦРУ, которая во времена до появления разведывательных спутников, считалась ключевым для национальной безопасности проектом.

Помимо прочих разоблаченных советских секретов, предыдущие полеты выявили, что советские дальние бомбардировщики и межконтинентальные баллистические ракеты были не столь современными, как многие опасались, что позволило США избежать больших расходов на срочное наращивание сил.

После почти четырех лет неудачных попыток сбить U-2, летевшие на высоте примерно 70000 футов (более 21000 метров), ЦРУ уверилось в неуязвимости своих самолетов над советской территорией. Однако Советский Союз отчаянно трудился над созданием более высотных истребителей и новых, более мощных зенитных ракет.

Советскому лидеру Никите Хрущеву сообщили о появлении очередного американского разведывательного самолета, когда он готовился к первомайскому параду на Красной площади (1 мая было одним из главных советских праздников). Его сын Сергей, тогда бывший молодым разработчиком ракет, рассказал Associated Press, что тем утром, они с отцом говорили об этом.

«Я спросил: "На этот раз они его собьют?", - вспоминает младший Хрущев. – И отец сказал: "Что за вопрос? Собьют, если не упустят своего шанса".».

Хрущев стоял на Мавзолее Ленина вместе с остальными советскими руководителями и наблюдал за парадом, когда командующий советскими войсками ПВО маршал Сергей Бирюзов прошел с целеустремленным видом по трибунам, поднялся по ступенькам и прошептал ему на ухо новость о сбитом самолете.

Когда самолет Пауэрса пропал над Советским Союзом, Кремль изначально не сделал никаких заявлений, и ЦРУ предположило, что пилот не выжил, и шпионское оборудование было уничтожено. 3 мая США объявили, что высотный метеорологический самолет пропал, выполняя полет над Турцией.

Хрущев с непроницаемым лицом сообщил сначала о том, что был сбит американский разведывательный самолет, но ни словом не упомянул о пилоте. США упорно придерживались своей легенды, пока 7 мая советский лидер не заявил, что пилот был арестован и признался в шпионаже.

«Американцы, США, впервые были пойманы с поличным на шпионаже», - рассказывает Пауэрс-младший.

Хрущеву же случившееся предоставило долгожданную возможность наказать Соединенные Штаты.

«Мой отец считал полеты U-2 не только вредными для национальной безопасности, но и, что еще важнее, демонстрацией превосходства. Американцы, по его мнению, показывали, что они могут делать то, что им заблагорассудится, и летать, где хотят, не опасаясь последствий, - рассказал Сергей Хрущев в недавнем телефонном интервью. – Он решил отомстить и сказал: "Подождем немного, и посмотрим, что будут делать американцы".».

Скандал привел к провалу намеченного на середину мая мирного саммита в Париже и разрушил надежды на то, что сторонам удастся быстро достигнуть договоренности о запрете ядерных испытаний.

«“Ястребы” победили, и напряженность возросла», - говорит Сергей Хрущев, сейчас работающий старшим научным сотрудником Института международных исследований имени Уотсона Брауновского университета.

После долгих допросов в КГБ, в августе 1960 года Пауэрса приговорили к 10 годам тюрьмы. Однако 10 февраля 1962 года его обменяли на агента КГБ – полковника Рудольфа Абеля.

Когда Пауэрс вернулся из советского плена, его долго допрашивали сотрудники ЦРУ, не желавшие верить, что его самолет был сбит советской ракетой. Некоторые из них думали, что летчик по небрежности спустился ниже, чем было нужно, и в результате позволил себя сбить.

«Американские военные и американское правительство просто не могли заставить себя поверить, что Советский Союз был более технически развит, чем они полагали», - утверждает Пауэрс-младший.

В итоге Пауэрс был оправдан. До 1970 года он работал летчиком-испытателем в компании Lockheed, затем летал на легком самолете в качестве дорожного корреспондента, а позднее стал пилотом вертолета на телевизионной компании в Лос-Анджелесе. 1 августа 1977 года он разбился на своем вертолете насмерть.

После распада Советского Союза, отставные советские военные сообщили ранее скрывавшиеся подробности истории с U-2.

Стало известно, что советская ПВО по ошибке сбила один из советских же истребителей, поднятых по тревоге, чтобы перехватить Пауэрса. Его пилот погиб.

Когда самолет Пауэрса все еще был в воздухе, еще один советский летчик получил приказ перехватить его на только что полученном с завода безоружном истребителе Су-9. Пилоту приказали протаранить американский самолет и сбить его ценой собственной жизни, однако он не смог найти Пауэрса и приземлился невредимым.

По словам Пауэрса-младшего, он постоянно приставал к отцу с вопросами о том, как высоко он летел 1 мая 1960 года. «Ему так надоели эти вопросы, что однажды он поглядел на меня и сказал: “Гэри, я летел недостаточно высоко”», - вспоминает сын пилота.