16 октября прошлого года президент России Владимир Путин встретился в Белграде с корреспондентом газеты «Политика» Мирославом Лазански. Сербия, занимавшая часть бывшей Югославии, является, как и Россия, славянской страной. Оба государства плечом к плечу сражались во время Первой мировой войны. Тем не менее в последнее время Сербия нацелилась на вступление в ЕС, пытаясь сохранить непростой баланс в отношениях с Россией.
В этот день Путин принял участие в мероприятии, которое было посвящено 70-летию освобождения Белграда, когда Красная армия и югославские партизаны победили фашистов. Были продемонстрированы тесные связи между странами.
Рукопожатие Путина было крепким. У стены выстроились российские высокопоставленные военные чиновники с толстыми портфелями в руках. По всей видимости, они были готовы в любой момент осуществить ядерный запуск. В этом уверен Лазански, а уж ему как военному эксперту можно в этом деле верить.
В тот день он опубликовал интервью с Путиным. Когда Путин приехал в Белград, Лазански пригласил его на кофе. Присутствовали только пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и переводчик.
Встреча заняла всего пять минут. Лазански, тепло относящийся к России, в конце неожиданно произнес лестные слова: «Мои аплодисменты царю». Путин ничего не сказал, но улыбнулся.
Во время визита в Сербию Путин был занят решением украинской проблемы
У Сербии и России — тесные связи в сфере вооружений. Когда Лазански спросил, намерена ли Россия продавать Сербии новые системы вооружений, Путин заявил, что для этого необходима заинтересованность сербской стороны. Эти слова — явная попытка оказать давление на Сербию, которая стремится к вступлению в ЕС.
Россия и Сербия подчеркивают, что у них очень тесные связи, поскольку у двух столиц совпадают взгляды на Республику Косово, которая провозгласила независимость в результате конфликта в 2008 году. Для Сербии очень важна поддержка со стороны России, которая не признает независимость Косово.
Что же касается России, то, несмотря на улучшение российско-американских отношений после окончания холодной войны, косовский конфликт, разразившийся в 1999 году, вновь обострил противоречия, которые существовали между державами. Для Путина Косово — это не просто история. Это часть политики, необходимой для того, чтобы восстановить справедливость на фоне растущей изоляции в результате украинского кризиса.
Прошлой весной Россия по результатам народного голосования присоединила Крым. В результате этого углубилась ее международная изоляция, Запад ввел антироссийские санкции. Россия недовольна тем, что западные страны не признают право крымчан на самоопределение и критикуют Россию за военное вторжение, хотя сами применили военную силу во время косовского конфликта и признали независимость Косово.
Путин коснулся темы Косово и во время переговоров с президентом Томиславом Николичем в ходе официального визита в Сербию: «Россия всегда опиралась на международное право и справедливость. Мы всегда поддерживали и будем поддерживать Сербию. Россия не торгует дружескими отношениями».
После этого Путин отправился в Милан для участия в саммите АСЕМ. Визит в Белград привел к тому, что переговоры по ситуации на Украине с канцлером Германии Ангелой Меркель прошли на четыре часа позже запланированного времени.
Во время интервью с Лазански Путин выразил озабоченность возможным приходом нацизма на Украину, назвав смену власти антиконституционным путчем, который осуществили националисты и радикалы.
11 июня 1999 года заместитель государственного секретаря США Строуб Тэлботт (Strobe Talbott) находился с официальном визитом в Москве. Тогда он впервые встретился с Путиным, который являлся секретарем Совета Безопасности РФ. Они обсуждали косовскую проблему.
В прошлом году на американском сайте politico.com была опубликована статья Тэлботта, в которой он рассказал о первой встрече с Путиным. В ходе той встречи Путин упомянул двух российских поэтов, которые фигурировали в дипломной работе Тэлботта. Он как бы намекнул, что хорошо знаком с личным делом американского политика.
Тэлботт также поведал о первом впечатлении, которое на него произвел Путин: «Он с самого начала показал свою истинную суть. Что он является полицейским. Точнее — офицером КГБ и контрразведчиком».
Быстрое развертывание российских войск, взрывоопасная ситуация
Весной 1999 года в связи с косовской проблемой НАТО начала бомбардировку Сербии в качестве «гуманитарного вмешательства». Поскольку РФ и КНР выразили протест, боевые действия были начаты без резолюции ООН. В результате в июне того же года Сербия потерпела поражение и вывела свои войска из Косово. Мирное урегулирование было достигнуто под эгидой мирового сообщества.
За день до встречи Путина и Тэлботта в Москве Совет Безопасности ООН принял резолюцию, в соответствии с которой был создан миротворческий контингент в Косово (KFOR). На следующий день натовские силы вошли в Косово, образовав первую группировку миротворческого контингента.
Россия также выразила желание присоединиться к миротворческим силам. Цель визита Тэлботта в Москву состояла в том, чтобы определить условия для этого участия. Россия потребовала свой собственный военный округ. Предполагалось, что она хочет создать свою зону безопасности в Сербии, поскольку, являясь славянской страной, всегда поддерживала ее.
Тем не менее делегации Тэлботта сообщили, что президент Ельцин испытывает проблемы со здоровьем. Это означало, что он перебрал алкоголя и находится в бессознательном состоянии. Его заменил Путин.
Путин, ставший директором ФСБ летом 1998 года, 29 марта 1999 года, то есть через четыре дня после начала натовских бомбардировок, стал секретарем Совета Безопасности РФ.
Ситуация в Сербии быстро менялась
Российские войска, входившие в состав стабилизационных сил на территории Боснии и Герцеговины (SFOR), вошли в Сербию и продвигались на юг. Были сообщения о том, что они изменили первую букву «S» на «K».
Американские власти и НАТО ничего не знали об истинных намерениях российских войск, которые стали действовать без их разрешения. Это вызвало в западном блоке серьезное замешательство.
Тэлбот спросил об этом у Путина. Он назвал имена российских военачальников, которые стали действовать по собственной инициативе, однако Путин ответил, что не знает таких людей. Он заверил, что это ошибка и что не может произойти ничего такого, что воспрепятствует формированию российско-американского блока.
Однако это было пустым обещанием. Утром 12 числа в Приштине появилось 200 российских десантников. Они опередили силы НАТО и захватили аэропорт.
По словам Тэлботта, Путин солгал спокойно и уверенно.
Ситуация была взрывоопасной. Тогда британский военачальник проигнорировал приказ НАТО об уничтожении российских сил. Соседние страны закрыли воздушное пространство для российских ВВС, которые намеревались отправить дополнительные войска, в результате чего ситуация в конце концов нормализовалась. Столкновения между российскими ВС и НАТО удалось избежать.
Заставляет задуматься то, что аналогичная тактика, то есть проведение секретной операции для захвата аэропортов и других важных объектов, была использована весной прошлого года в ходе украинского конфликта.
Япония и мир в 1999 году
В 1999 году экономическая ситуация в Японии продолжала ухудшаться. Начались финансовые реформы и реструктуризация компаний. Ускорилась перестройка финансовых институтов, поскольку Комитет по финансовому восстановлению начал предоставлять финансовую помощь со стороны государства на условиях проведения полноценных реформ управления. Это привело к появлению «гипер-банков», которые вышли за рамки существовавших ранее корпораций-дзайбацу.
В Европе в январе 11 стран договорились о введении единой валюты — евро. Появился громадный рынок, сравнимый с американским.