«Мы находимся в очень активной фазе переговоров», с помощью этой лаконичной фразы российский министр обороны Сергей Шойгу 15 августа дал понять, что его страна и США весьма близки к тому, чтобы подписать соглашение о военном взаимодействии в Алеппо. Каких-либо комментариев на сей счет от администрации США, правда, не последовало. Сообщение привлекло внимание мировой общественности, поскольку существует мнение, что отношения между двумя странами всегда были достаточно напряженными.

Несмотря на справедливость этого утверждения, верно также и то, что в истории были периоды, когда они сотрудничали ради общего блага. Самый интересный эпизод был во время Второй мировой войны, когда Сталин делал все возможное, чтобы воины Красной армии не знали, что грузовики, на которых они ездят, и продовольствие, которое едят, поступают из Северной Америки. Хотя это был и не единственный случай.

1. Россия помогла США обрести независимость

История США насчитывает менее 300 лет. В 1775 году тринадцать колоний решили добиться независимости от Великобритании путем вооруженной борьбы. В ходе конфликта, получившего название Войны за независимость, и образовались Соединенные Штаты. Это произошло 4 июля 1776 года. Хотя это не означало конец борьбы, продлившейся до 1783 года, когда Великобритания заключила мир с Северной Америкой посредством так называемого Версальского пакта.

Когда война была в самом разгаре, британский король Георг III обратился за помощью к России, где тогда царствовала Екатерина II. При этом британский монарх прибег к уловке, заявив о необходимости борьбы с врагами монархии, чтобы не допустить распространения революции. Он послал официальный запрос на отправку 20 тысяч военнослужащих. Однако, царица ответила отказом. Вот так, опосредованно, было положено дружественное начало отношениям между двумя странами.

Впоследствии, Екатерина II оказала еще большую помощь только что возникшим Соединенным Штатам, отправив свой флот для осуществления торговли с ними (что нанесло экономический ущерб Великобритании). А в 1780 году вызвалась выступить в качестве посредника между Северной Америкой и Великобританией, чтобы положить конец кровопролитной войне. Тогда Екатерина II выступала за то, чтобы восставшие колонии обрели независимость.

2. Российские корабли и Гражданская война в США

Следующий этап сотрудничества между двумя странами начался в середине XIX века, когда в США шла война между Севером и Югом. В те годы сторонники отмены рабства, как это ни странно, пользовались поддержкой царской России. «Север пользовался безоговорочной поддержкой России», пишет Монсеррат Угет (Montserrat Huguet), профессор современной истории Университета им. Карлоса III в своей работе «Краткая история Гражданской войны в Соединенных Штатах» («Breve historia de la Guerra Civil de los Estados Unidos»).

И это имело свое объяснение: Россия хотела заручиться поддержкой зарождающейся страны, потерпев в Европе поражение от Франции и Великобритании. Поддержка России получила свое воплощение в 1863 году, когда российский флот прибыл в порты Нью-Йорк и Сан-Франциско.

«Российские офицеры получили приказ перейти в подчинение командования ВМС США в случае необходимости отражения внешнего нападения и защиты берегов своего союзника. Флот пробыл шесть месяцев в американских водах, пользуясь теплым приемом властей и местного населения. Совпадение интересов вполне могло привести к созданию союза», добавляет исследователь.

Помощь российского флота сыграла неоценимую роль. Она означала, что солдаты армий Севера пользовались поддержкой не только этих кораблей, но и помощью одного из крупнейших государств того времени. «О дружественных действиях России впоследствии написал американский поэт Оливер Уэнделл Холмс (Oliver Wendell Holmes): Боже, храни Империю, которая любит Великий Союз! Многая лета царю», пишет Монсеррат Угет в своем исследовании.

3. Продажа Аляски


Несмотря на свое политическое величие, XIX век стал для России временем тяжелых экономических испытаний. Трудности начались с поражения в Крымской войне и усугубились впоследствии опиумными войнами. Все эти факторы (а также постоянная британская угроза) заставили императора Александра II задуматься о продаже Аляски. Она была слишком удалена, чтобы защищать ее с помощью военной силы, и совершенно бесперспективна с экономической точки зрения. А причина заключалась в том, что до того момента Россия получала доход от этой территории благодаря добыче и продаже тюленьих шкур, но в конце концов этот рынок полностью иссяк.

Используя хорошие отношения с Соединенными Штатами, Россия обратилась к правительству этой страну с предложением о продаже Аляски на льготных условиях. Александр II хотел выручить какие-то деньги за эти земли, прежде чем их захватит Великобритания. Эта идея, ставшая набирать силу с началом Гражданской войны в США, воплотилась в жизнь в 1867 году, когда США приобрели 1,5 миллиона квадратных километров на самом краю Северной Америки (в настоящее время, штат Аляска).

Территория была продана за смешную цену (слишком велик был страх потерять ее и вообще не получить ни доллара). «Россия готова была продать Аляску американцам чуть ли не за символическую цену. После Гражданской войны договор купли был одобрен Палатой представителей 23 июля 1868 года. В соответствии с договором купли, Россия передавала США Аляску за семь миллионов двести тысяч долларов», пишет Угет. Получается, что Россия получила по два цента за акр земли. Ничтожная цена.

Договор не очень порадовал местных жителей. «Перемены были очень резкие. Большинство русских и представителей местных народов покинули Аляску, а те, что остались, оказались ущемленными в правах. Представители малых народностей были вынуждены вернуться к традиционному укладу жизни в селах», пишет один из наиболее известных исследователей Арктики XX века Рамон Эрнандо де Ларраменди (Ramón Hernando de Larramendi) в своей книге «Эскимосы» («Los indios esquimales»).

4. «Убей этого сукина сына Гитлера»

Должно было пройти почти сто лет, чтобы США вновь стали сотрудничать с Россией. Взаимодействие стало налаживаться, начиная с 1940 года (уже полным ходом шла Вторая мировая война). Именно тогда обе страны вернулись к хорошим отношениям, которые они поддерживали в XIX веке. К тому времени фашистская Германия оккупировала пол-Европы, а союзники (включая СССР) воевали с немцами в основном с помощью винтовок и танков. В случае СССР эта война разрушала его экономику.

Стремясь уменьшить это разрушительное воздействие, США, которые еще не вступили в войну, приняли решение помочь своим союзникам при помощи закона о ленд-лизе. Этот закон подписал президент Рузвельт, подчеркнув, что его страна подобна жильцу, готовая предоставить свой пожарный рукав соседу, в доме которого вспыхнул пожар, несмотря на то, что не всегда ладили. 29 декабря США дали ясно понять, что союзные страны должны стать «арсеналом демократии».

11 марта 1940 года США одобрили оправку военной помощи союзникам (главным образом, Великобритании) в виде самолетов, вооружения, боеприпасов и разного рода автотранспорта. Вначале на осуществление данного плана было выделено 7 миллиардов долларов, к концу войны эта сумма выросла до 50 миллиардов. В число стран-получателей помощи был включен СССР, заклятый враг капитализма. «Рузвельт рассматривал это как политический шаг, направленный на то, чтобы привлечь недоверчивые Советы в систему международных отношений», пишет Мартин Фолли (Martin H. Folly) в «Атласе Второй мировой войны».

Таким образом, через три месяца после нападения гитлеровской Германии на СССР (план «Барбаросса») США начали массированную отправку помощи СССР. В частности, страна Советов получил такое количество мясных консервов, что смогла накормить ими всю свою армию, 13 миллионов пар валенок и, что самое важное, грузовики и джипы. Джипы дали Красной армии ряд преимуществ, поскольку позволяли быстро перемещаться по местности. У немцев подобного автотранспорта было недостаточно.

Сталин охотно согласился принять помощь, но не хотел на всех углах трубить о том, что капиталисты помогают ему выиграть войну. Поэтому он прибегал ко всякого рода хитростям, чтобы советские военнослужащие считали, что автотранспорт, который они использовали, был отечественного производства. Про одну из таких уловок рассказывает Хесус Эрнандес (Jesús Hernández) в своей книге «Занимательные истории Второй мировой войны» («Historias asombrosas de la Segunda Guerra Mundial»).
 
Как утверждает исследователь, бойцов Красной армии удалось убедить в том, что вездеходам Willys Overland (это название красовалось у них на борту) это имя было присвоено для того, чтобы скрыть местонахождение завода, выпускавшего их в Сибири.

Еще более забавный случай произошел с аббревиатурой «USA», нарисованной на капоте некоторых транспортных средств. «Необходимо было использовать это обстоятельство в интересах Советской власти, и в итоге приняли решение, что аббревиатура USA означала Убить сукина сына Адольфа», поясняет Хесус Эрнандес в своем исследовании.

5. Дорогой демократии

В разгар холодной войны, после изоляции, начавшейся после Второй мировой войны, с подачи Михаила Горбачева Россия пошла на сближение со своим противником — США. Горбачев решил, что самое лучшее для его страны — это покончить с советским строем (армия которого поглощала огромные средства), сблизиться с США и достичь соглашения о сокращении тактического ядерного оружия, снизив тем самым исходившую от него угрозу.

В результате СССР и США подписали в 1987 Вашингтонский договор о сокращении ядерного оружия ближней и средней дальности (в основном, речь шла о советских ракетах СС-20 и американских «Першингах» MGM-31). Впоследствии были подписаны также Парижское соглашение (в соответствии с которым НАТО и Организация Варшавского договора должны были сократить свои вооруженные силы в Европе) и ряд договоренностей по стратегическим наступательным вооружениям (1991 год).

6. Космическое рукопожатие

Холодная война вызвала также напряжённое соперничество в области освоения космоса между СССР и США. Целью каждой из стран была скорейшая высадка на Луну, чтобы тем самым доказать свое превосходство над политическим соперником. СССР удивил мир своими техническими достижениями в области ракет-носителей. В 1969 году американец Нейл Армстронг первым ступил на поверхность Луны. Космическая гонка закончилась.
Спустя год, когда в СССР началась оттепель (хотя еще непоследовательная), две страны договорились осуществить совместный космический полет, в ходе которого два корабля (по одному от каждой страны) осуществят стыковку. Его цель была не столько научной сколько политической. Это был первый шаг, направленный на то, чтобы положить конец противостоянию, которое окончится через несколько лет вместе с крушением Советской власти. Как бы там ни было, но через 24 месяца после подписания соответствующих официальных документов, экипажи космических кораблей начали подготовку к полету.

15 июля 1975 корабли «Союз-19» и «Аполлон-18» стартовали со своих космодромов, начав, таким образом, осуществление совместного космического проекта. Советский экипаж состоял из космонавтов Алексея Леонова и Валерия Кубасова, американский — из астронавтов Томаса Стаффорда, Дональд Слейтон и Вэнс Бранд. Стыковка произошла 17 июля, после того как был решен ряд технических проблем.

Все могло войти в историю всего лишь как интересный случай, но, как рассказал впоследствии сам Бранд в интервью, опубликованном сейчас на официальном сайте НАСА, то, что произошло тогда в том затерявшемся между звезд уголке Вселенной, было чем-то гораздо более важным. Тем, что сблизило обе страны, поскольку все работали вместе.

«Когда мы увидели их в первый раз, то подумали, что они очень агрессивны, а им, возможно, показалось, что мы какие-то чудовища. Однако, эта первоначальная напряженность вскоре была преодолена. В конце концов, все мы работали над одним и тем же. Мы поняли, что все мы просто люди».
Стыковку двух кораблей назвали «космическим рукопожатием». Оно стало возможным, несмотря на языковой барьер. «Каждый экипаж говорил на своем языке, но в конце концов мы понимали друг друга», подчеркнул Бранд.

7. Международная космическая станция

После этого первого «рукопожатия» космические агентства СССР и США начали сотрудничать на нерегулярной основе.

И, наконец, эта политика сближения привела в 1993 году к качественно новому этапу, когда США пригласили Россию принять участие в международном проекте по выводу на орбиту международной космической станции. Российское правительство предложение приняло.

Истоки этого сотрудничества следует искать в 80-х годах, когда, проиграв США гонку за высадку на Луне, Советский Союз достиг непревзойденных успехов в разработке и строительстве космических станций. «Именно СССР стал первой страной, которая вывела на орбиту космическую станцию с постоянной ротацией экипажей. Станция „Мир“ была выведена на орбиту в 1986 году с космодром Байконур, в Казахстане», пишет Мария Ороско Саэнс (María Orozco Sáenz) в своей книге «Юридическая природа пилотируемых космических полетов» («La naturaleza jurídica de los vuelos tripulados en el espacio ultraterrestre»).

Параллельно советским проектам США решили придать импульс космической программе «Freedom», предусматривавшей строительство и вывод на орбиту постоянно действующей космической станции.

В конце 80-х администрация США предложила ряду стран принять участие в проекте, в том числе и для смягчения той экономической нагрузки, которую он вызывал. Так с НАСА начали сотрудничать Канадское, Европейское и Японское космические агентства. Но разработка первой станции оказалась неудачной, и в 1993 году пришлось начать разработку новой.

Именно тогда США пришли к мысли, что лучше всего воспользоваться опытом России (чья космическая программа претерпела резкие сокращения из-за своей стоимости), и 6 декабря предложили Москве принять участие в новом проекте. Через пять лет российская ракета-носитель «Протон» вывела на орбиту первый модуль будущей Международной космической станции. В настоящее время астронавтов на МОК доставляют российские корабли «Союз», что является наглядным примером сотрудничества между двумя странами.