Декларация Бальфура стала поворотным моментом в арабо-сионистском конфликте, но не в британской политике: это не был исторический прорыв, а кульминация давнего политического подхода. Великобритания была не первой страной, готовившей евреев к созданию национального очага: ей предшествовали Франция и Германия, и это происходило на фоне колониальной гонки между ведущими державами за господство в арабском регионе. Декларация Бальфура также не являлась отправной точкой для появления идеи национального очага для евреев, поскольку ее корни восходят к шестнадцатому веку. Идея сформировалась в рамках так называемого «христианского сионизма», который создал первые предпосылки для начала сионистского процесса, что в конечном итоге привело к созданию Израиля.
Это течение мысли возникло на фоне религиозного конфликта между христианскими общинами, одна из которых верила в то, что евреи являются богоизбранным народом, и что их возвращение в Палестину соответствует пророчествам Торы и Евангелия.
Несмотря на возникновение религиозного аспекта декларации, он не был ни решающим, ни одним из главных факторов ее публикации. Декларация являлась своего рода ширмой, за которой скрывались колониальные амбиции. Тем не менее, она стала фактором укрепления и продвижения сионистского проекта, по крайней мере, с точки зрения средств массовой информации, поскольку привлекалось внимание самих евреев к проекту, в основу которого были заложены псевдоисторические и псевдорелигиозные аргументы.
LIE: Brit policy created tension bw European Jewish immigrants & native Palest population.
— Lenny Ben-David (@lennybendavid) 1 ноября 2017 г.
Jews of Palestine indigenous b4 #Balfour pic.twitter.com/LuickTMNPi
Британская политика создала напряженность между еврейскими мигрантами из европы и местным палестинским населением
Стоит отметить, что не Бальфур придумал знаменитую декларацию, названную его именем: она была разработана сионистским комитетом, в который входили Нахум Соколов, Герберт Самуэль, Хаим Вейцман и другие. В частности, было представлено шесть проектов заявления сионистского движения, прежде чем была принята окончательная версия.
При помощи заявления из 117 слов в соответствии с английским текстом или 72 слов в соответствии с арабским текстом Бальфур изменил ход истории и географию всего региона, что привело к изгнанию народа с родной земли без какого-либо на то права и юридических и моральных оснований, чтобы на его место пришёл другой народ. На эту землю евреев приглашали со всех уголков мира, прибегая к ложным историко-религиозных обоснованиям.
Именно это побудило великого историка Арнольда Тойнби заявить, что как англичанин он очень стыдится и сожалеет о двойных стандартах морали, лежащие в основе действий его правительства в процессе реализации этого презренного акта.
Можно сказать, что декларация Бальфура проложила путь к «накбе» (национальной катастрофе) для Палестины, предпосылки которой появились задолго до создания Израиля и далеко от Палестины, а именно в Европе в конце XIX века. В то время колониальная Европа (в первую очередь Великобритания) обратила свое внимание на арабский мир и планировала создать в нем политическое образование, которое выступало бы в качестве инструмента в ее руках. Эта тенденция отвечала интересам еврейских групп-бенефициаров, которым в то время противостояли как более широкие слои среди евреев, отказавшиеся участвовать в этой авантюре и даже назвали ее сионистским антисемитизмом.
В те времена еврейские общины в Европе находились в трудном положении и жили в закрытых гетто. Христианский (католический) Запад считал, что, сражаясь с евреями и держа их в гетто, он служит христианской религии и решит свои проблемы. Однако сама того не сознавая, Европа тем самым способствовала сохранению еврейской идентичности в условиях тех потрясений, которые переживал Запад в тот период.
Стоит отметить, что сам Герцль, когда выдвинул идею создания еврейского государства, не руководствовался религиозными мотивами, он был светским националистом и заявил о своей готовности согласиться на поселение евреев в Уганде или Аргентине. Что касается христиан, то они верили, что родиной евреев является Палестина, и возвращение евреев в Палестину является одним из условий для пришествия Христа, поэтому они критиковали позицию Герцля.
За исключением христианского сионизма до того времени не было какого-либо еврейского течения, которое бы призывало к созданию сионистского очага или говорило о земле обетованной. Эту идею приняли на вооружение традиционные еврейские лидеры, которые более не могли оправдывать своё существование и утратили привилегии в связи с усилением интеграционного процесса, а также некоторые группы еврейской буржуазии, которые были заинтересованы в новом колониальном проекте (Ротшильды).
#Balfour 100 — Winston Churchill visits Palestine in 1921 with unflinching support for Jewish state even under pressure from his government pic.twitter.com/XnLFyF1kPR
— James Marlow ירמיהו (@James_J_Marlow) 1 ноября 2017 г.
Уинстон Черчилль посетил Палестину в 1921 году и выразил непоколебимую поддержку создания еврейского государства, несмотря на давление со стороны правительства
Это значит, что сионизм был маргинальным течением в еврейских кругах, пока в конце XIX века не произошли масштабные изменения в России и Европе, которые усилили роль еврейской буржуазии и ее союза с лидерами колониальных держав, чьи интересы пересекались в одной точке — создании еврейского очага.
С другой стороны, капиталистическая система в Европе стремилась к возрождению религиозного аспекта еврейского вопроса и поощрялf сионистскую мысль и ее авторов, несмотря на то что эта тенденция противоречила рациональности эпохи Возрождения и философии Просвещения и гуманности, основывающейся на принципах демократии и гражданственности, поскольку капиталистические интересы перевешивали все интеллектуальные лозунги и принципы, характерны для эпохи Возрождения. Как следствие, они пошли на возрождение религиозного аспекта вопроса, за которым скрывалось не что иное, как капиталистические интересы.
#Banksy and the Queen say 'Er… Sorry' in Bethlehem for the #Balfour Declaration. pic.twitter.com/IHWkeLuxHg
— Harry Fawcett (@harryjfawcett) 1 ноября 2017 г.
#Бэнкси и королева извиняются за Декларацию Бальфура в Вифлееме
Есть много исторических, религиозных и политических предпосылок, которые способствовали появлению декларации: это роль христианского сионизма, а также политические изменения, которые произошли до и во время Первой мировой войны.
В конце концов, зловещая декларация была опубликована, и Британия начала делать все возможное, чтобы осуществить и воплотить ее в жизнь, не осознавая, с какой исторической несправедливостью столкнётся палестинский народ.
Спустя сто лет после своего преступления Британия не отказывается признавать свои действия и не стыдится своей кровавой колониальной истории. Она также не извинилась перед народами, которые пострадали от ее решений, а Тереза Мэй даже заявила, что ее страна с гордостью отпразднует столетие декларации Бальфура! Однако кровь палестинцев, их боль и муки будут продолжать преследовать Бальфура и всех, кто последует его пути.