После столетий имперской экспансии, Россия стала страной, которая съеживается и уменьшается в размерах, причем быстро. На мировой арене бывшая сверхдержава все еще пытается говорить на равных с США, Европой и обновленным Китаем. Заметно, что население этой страны в пределах своих нынешних границ сокращается почти на один миллион человек в год.
Что касается военной сферы, то ей не удается помешать США создавать военные базы даже там, где до 1991 года была территория советской Средней Азии. В экономике плане стагнация промышленности ставит страну в зависимость от колебаний цен на нефть.
Мрачные перспективы страны описаны в книге Дмитрия Тренина «Пост-империум: Евразийская история» http://www.inosmi.ru/politic/20110815/173380097.html. Экс-офицер Красной Армии, Тренин в настоящее время возглавляет Московский Центр Карнеги, один из важнейших аналитических центров страны.
Еще по теме: Тоска по СССР
Чтобы выжить в долгосрочной перспективе, Россия нуждается в модернизации, утверждает Тренин. Для этого, считает он, необходимо приблизиться к технологически продвинутым странам как, например, Соединенные Штаты и сделать приоритетом развитие востока страны вдоль границы с динамично развивающейся Восточной Азией.
Аналитик говорит, что Россия не имеет собственных сил для подъема. Среди других причин этого он называет разочарование населения государством, недовольство коррупцией и чрезмерной централизацией.
«Русские научились ставить в приоритет свою личную жизнь и не слишком беспокоиться о таких вопросах, как цвет национального флага, делимитация границ и состав правительства, - пишет Тренин. – Возьмем в качестве примера обычный жилой дом, квартиры в нем хорошо меблированы, порядок поддерживается на должном уровне, и, напротив, лестницы грязные, лифт с неполадками, и всем, кажется, наплевать на это».
Folha: Почему пропал интерес к празднованию 20-летней годовщины распада СССР?
Дмитрий Тренин: Было бы странно праздновать кончину своей страны. Для многих зарубежом она была империей, сверхдержавой, господствовавшей над другими. Но есть также те, кто считают, что СССР был союзником, другом, которого больше нет. Отсюда и различные реакции на его кончину. Арабский мир видел в СССР друга и даже союзника в борьбе против Израиля, того, кто может противостоять США. В России, мы можем сказать, что конец Советского Союза стал началом новой России. Это - самый позитивный взгляд на такое событие.
- Как живется различным республикам, которые когда-то составляли СССР, двадцать лет спустя?
- Прежде всего, они - действительно разные республики. Поколению моего сына трудно понять, как столь разные страны как, скажем, Эстония и Туркмения могли входить в единое советское государство. Латвия, Литва и Эстония обрели вновь независимость, это для них главное. На Украине большинство людей радовались, чем огорчились распаду СССР. Для некоторых Советский Союз означал хорошее социальное обеспечение, которого они лишились. Для других это было сообщество наций, больше не существующее. А для многих на Западе Союз был военной сверхдержавой с коммунистической идеологией. Но вряд ли большинство людей в СССР считали также.
Читайте еще: Назад в СССР
- Ясно, что Россия не движется к демократии западного образца, как многие ожидали. Какова Ваша оценка текущей политической ситуации в стране?
- Во-первых, демократия есть демократия, независимо от того, какой у нее образец: западный или какой-то другой. Я не считаю, что в России сегодня есть демократия. Я думаю, есть умеренный авторитаризм. По моему мнению, он перейдет в демократию, но это будет российская демократия – другой ее образец. Я полагаю, что настанет час, когда людям, в конце концов, потребуется демократия. Демократия - это не что-то, спущенное верхами для низов, а то, что вам нужно в повседневной жизни. Многие россияне пока легко обходятся без нее, к сожалению.
- Россия только что завершила переговоры по ВТО. В чем смысл вашего присоединения?
- Я считаю, что это чрезвычайно важно. Вряд ли сразу, но присоединение ускорит и углубит изменения в стране. России придется придерживаться мировых норм и правил в коммерческой сфере, что пойдет нам на пользу.
Читайте еще: Может ли ВТО изменить Россию?
- Вы довольно скептически относитесь к БРИКС.
- Только касательно пользы от него для России. Я думаю, у Китая есть гораздо больше интереса для участия в этой организации. Все страны БРИКС являются экономическими партнерами Китая, и именно Китай нуждается в союзнических отношениях со всеми этими странами. Такой союз необходим также для такой страны, как Бразилия, которая приближается к мировому уровню развития. Россия достигла его, когда победила нацистскую Германию и создала стратегические войска с ядерным вооружением.
Для Бразилии же БРИКС является средством, с помощью которого она может выйти на мировой уровень, поскольку, чтобы быть сверхдержавой, нужно выйти за рамки своих национальных интересов. Это необходимо для формирования мнения и позиции по глобальным вопросам, и это полезно для Бразилии, для Южной Африки и Индии. Россия находилась на этом уровне в течение нескольких десятилетий, а на европейской арене на протяжении веков. Так что это не так важно для нее.
БРИКС - то, что Россия теперь может продемонстрировать Западу и сказать: «Мы с вами состоим в G20, но также у нас есть БРИКС, то есть альтернатива».