Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия и Таджикистан: пример постсоветской дилеммы

© коллаж ИноСМИРоссия и Таджикистан
Россия и Таджикистан
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нынешняя ссора между Таджикистаном и Россией аналогична отношениям между Россией и другими бывшими советскими государствами - такими как Украина и Белоруссия - где Москва по-прежнему сохраняет значительное влияние, но правительства пытаются оказывать ей сопротивление. Москва сохраняет преимущество и обычно одерживает верх в этих конфликтах, и можно ожидать, что то же самое произойдет и в случае с Таджикистаном.

Ранее в этом месяце приговор Таджикского суда двум пилотам, работавшим на российскую авиакомпанию Rolkan, вызвал усиление напряженности в отношениях между Таджикистаном и Россией, так как пилоты были приговорены к тюремному заключению даже при том, что Россия ходатайствовала об их освобождении. Нынешняя ссора между Таджикистаном и Россией аналогична отношениям между Россией и другими бывшими советскими государствами - такими как Украина и Белоруссия - где Москва по-прежнему сохраняет значительное влияние, но правительства пытаются оказывать ей сопротивление. Москва сохраняет преимущество и обычно одерживает верх в этих конфликтах, и можно ожидать, что то же самое произойдет и в случае с Таджикистаном.

Анализ

Подробности и конечные результаты этого дела остаются неясными. Однако скандал вокруг пилотов представляет собой конкретный пример дилеммы, перед которой стоят бывшие советские государства в своих попытках добиться уступок и противостоять России. Дело двух пилотов, работавших на российскую авиакомпанию Rolkan, которые были задержаны и 8 ноября признаны виновными в контрабанде в Таджикистане, представили перед Верховным судом 16 ноября, после того как Хатлонский областной суд принял к рассмотрению жалобу пилотов по этому делу. 15 ноября Россия депортировала триста таджикских мигрантов в виде реакции на дело пилотов, которое стало источником дипломатической напряженности между Таджикистаном и Россией.

Подробности: Москва ответила на приговор российскому летчику репрессиями против таджикских гастарбайтеров

Пилоты - один из которых гражданин России, а другой гражданин Эстонии - были задержаны в марте, когда их самолет Ан-72 приземлился в таджикском аэропорту Курган-Тюбэ после того, как у него закончилось топливо на обратном пути - он доставлял гуманитарную помощь в Афганистан. Москва заявила, что у пилотов было разрешение на пролет через Таджикистан, но Душанбе это отрицает, а пилоты были обвинены еще и в том, что у них на борту был разобранный двигатель (который, по словам пилотов, использовался как источник запчастей). Восьмого ноября таджикский суд признал пилотов виновными и приговорил их к восьми с половиной годам тюрьмы несмотря на просьбу России об их освобождении.

Было много слухов о том, какими мотивами руководствовался Таджикистан в своем приговоре пилотам; в некоторых статьях говорилось, что это решение было ответной мерой на задержание Россией двух таджиков, имевших связи с таджикским президентом Эмомали Рахмоном. Этих таджиков задержали в России по обвинению в контрабанде наркотиков за несколько месяцев до задержания пилотов в Таджикистане. Если это правда (был ли шаг Таджикистана ответной мерой - это по-прежнему вопрос спорный, Душанбе официально это отрицает), то это все равно не объясняет того, почему Таджикистан решил сопротивляться России и бросать вызов Москве настолько открыто и публично.

Еще по теме: Кремль не устраивает решение Душанбе по поводу приговора пилотам

Таджикистан - бывшее советское государство, в котором Россия сохраняет многочисленные рычаги влияния, включая значительное военное присутствие сразу на нескольких базах по всей стране, а также ощутимое присутствие в экономике Таджикистана. Таджикистан хорошо знает, что Россия способна оказывать на него давление несколькими способами, включая прекращение финансовой помощи или энергетического экспорта. Москва уже отреагировала на приговор пилотам, выслав сотни таджикских мигрантов, работавших в России, обратно в Таджикистан, и угрожая депортировать еще тысячи - что нанесет огромный вред экономике Таджикистана, в которой денежные переводы от работающих за рубежом граждан дают примерно 40% валового внутреннего продукта страны. Могут также быть последствия в области безопасности. Однако, как показал последний скандал, российское влияние в Таджикистане не означает, что Душанбе полностью и беспрекословно подчиняется Москве.

Постсоветская дилемма в других странах

Нынешний таджикско-российский спор в известной степени аналогичен последним примерам напряженности в отношениях между Россией и другим бывшим советским государством - Украиной. Когда украинский президент Виктор Янукович пришел к власти в 2010 году, он считался пророссийским и действительно поначалу вел себя пророссийски, подписав в начале своего срока знаковое соглашение «природный газ в обмен на Черноморский флот». Но Янукович сделал это не из доброжелательности или симпатии по отношению к России. Он подписал договор, думая, что он пойдет на пользу его правительству и его стране, обеспечив снижение цен на газ во времена финансовых трудностей. Когда в следующем году цены на газ выросли, Янукович начал действовать в менее пророссийском ключе, требуя от России снижения цен. Когда Россия отказалась снижать цены до того, как Украина не пойдет на новые уступки, Украина начала угрожать, что подаст в суд на российского энергетического гиганта ОАО «Газпром» по поводу этого договора, и усилила сотрудничество с Европейским Союзом с целью обрести больше рычагов влияния на Россию.

Ход развития событий в Белоруссии в последнее время аналогичен тому, что происходит на Украине и в Таджикистане. Белорусский президент Александр Лукашенко охотно присоединился к Таможенному союзу с Россией, но в значительной степени потому, что он думал, что он получит уступки от Москвы, например, такие, как более низкие цены на энергоносители. Россия не рассматривала их отношения таким образом и прекратила поставки, когда Белоруссия отказалась оплачивать свой счет за природный газ, который Минск посчитал слишком высоким. Белоруссия в конечном счете получила более низкие цены на газ, но только после передачи России многих своих стратегических активов, таких, например, как ее трубопроводная система. Украина, кажется, начинает идти по тому же пути, пока вырисовывается новый договор по природному газу, к которому будет приложено много условий. В конечном итоге закончится тем, что Россия получит то, чего изначально хотела, не пойдя на уступки, о которых просили Белоруссия и Украина - по крайней мере, до тех пор, пока требования Москвы не будут удовлетворены.

Возможные мотивы Таджикистана

Этот контекст позволяет делать предположения о возможных мотивах, которые стоят за действиями Таджикистана во время последнего случая с пилотами. Таджикистан открыт российскому влиянию, в том числе позволяет Москве наращивать свое военное присутствие в стране. Но с точки зрения Рахмона, Россия не отвечает взаимностью (даже хотя российское военное присутствие в Таджикистане во многом выгодно таджикскому правительству). Душанбе неоднократно просил Москву снизить экспортные пошлины на поставки топлива в Таджикистан, чего Москва не сделала (хотя и сделала это для Киргизии). Таджикистан также хотел получить поддержку от России в строительстве дамбы Рогунской ГЭС, которую Москва - по своим собственным политическим причинам, связанным с Узбекстаном - не оказала.

Россия, между тем, не полностью довольна своими отношениями с Таджикистаном. Несмотря на значительное военное присутствие России в этой стране, есть ряд районов, в отношении которых Россия выразила заинтересованность в усилении своего присутствия. Например, Москва заявила, что хочет возобновить патрулирование таджикско-афганской границы и использовать таджикскую военно-воздушную базу Айни. Рахмон сопротивлялся и не хотел уступать ни по одному из этих требований. Рахмон, возможно, задавался вопросом о том, зачем идти на новые уступки России, когда выгоды, которые он надеялся получить от своих предыдущих уступок, так и не материализовались.

Еще по теме: Таджикистан: если российские военные хотят остаться, они должны платить

Рахмон поэтому, возможно, чувствует, что Россия пренебрегает им и относится к нему свысока, и пытается сопротивляться Москве, чтобы действовать на паритетных началах. Но проблема для Душанбе заключается в том, что Москва не рассматривает Таджикистан (как и Белоруссию, и Украину, и другие бывшие советские страны) как стоящие с ней, Россией, на равных, и способна принуждать эти страны к сотрудничеству, не идя на не являющиеся необходимыми уступки. Возможно, это не полностью объясняет от вызов, который Таджикистан бросил России приговором в отношении пилотов, но это показывает, почему - вне зависимости от его мотивации - Душанбе, вероятно, обречен на неудачу в своей попытке прекословить Москве.