Владимира Путина наверняка учили в школе КГБ искусству подчинять себе людей, и, судя по всему, будущий президент России не пропускал лекций по этому предмету. Впрочем, как не воспользоваться возможностью, когда разные марионетки сами расталкивают друг друга, чтобы лично вручить кукловоду свои нити?
Среди просителей можно обнаружить и известного французского артиста, и политиков близлежащих стран, один из которых напоминает, скорее, фигурку из настольного футбола, хотя определение «марионетка» в политическом смысле в данном случае очень уместно (намек на премьер-министра Польши - прим.пер.).
Жонглирование знаменитостями
В путинский рай физически или хотя бы духовно тянутся мировые «звезды» (хотя какие-то такие, пятиконечные; из собственных пенатов ограничимся упоминанием одного актера, которого кремлевский властитель доверительно называет «господин Даниэл (Ольбрыхский, - прим.пер.)), поэтому президент России поддерживает образцовый порядок в собственном артистическом секторе. Российские знаменитости пляшут под официальную дудку, а участники некоторых праздничных концертов демонстрируют примеры классического лизоблюдства. История Ксении Собчак, из которой пытались сделать звезду-оппозиционерку, была сильно раздута, на самом деле ее «противостояние» Путину проистекало из чисто личных побуждений. Несколько более мелких скандалисток, воспользовавшись случаем, напомнили прессе о себе подобным образом. Неприятные столкновения иногда, конечно, случаются, но российские СМИ быстро теряют к ним интерес. Летом прошлого года чеченская певица Лиза Умарова попросила политического убежища в Финляндии. После концерта в Хельсинки она заявила, что впервые за многие годы обрела чувство свободы и безопасности.
Читайте также: Саргсян и опричники Путина
Альфа-знаменитостью остается, безусловно, сам Путин. Он развлекает своих подданных бесконечным шоу: то внезапно нырнет и выловит старинный артефакт, то порулит самолетом, предназначенным для самых опытных пилотов, то проедет по Дальнему Востоку на «Ладе». С таким президентом не заскучаешь, хотя, впрочем, он больше напоминает фокусника Чиполло из известной новеллы Томаса Манна, то есть, такой «тип укротителя зверей, вооруженного бичом и револьвером, тип гипнотизера масс, который в наше время делает карьеру государственного и национального лидера».
Кстати, в укрощении зверей у Путина тоже есть немалый опыт: то он спасал журналистов, усыпляя амурского тигра, привезенного для выступления в этой эффектной роли из зоопарка; то гонялся с арбалетом за китом, чтобы добыть пробы его тканей и таким образом предотвратить вымирание этого вида. Еще российский президент, оседлав грохочущий дельтаплан, попробовал повести на юг клин редких, выращенных в искусственных условиях журавлей: приближалась пора, когда они должны были улететь в теплые края. Птицы не дали себя обмануть: предложением президента, воспользовался лишь один наивный стерх, но когда он отдыхал от утомительного полета в Казахстане, его чуть было не загрызли дикие собаки.
У полета с журавлями был очень серьезный подтекст. Эта птица является в России практически культовой: она ассоциируется с фильмом Михаила Калатозова и трогательной песней из репертуара Марка Бернеса. Автор ее слов, Расул Гамзатов, изначально сочинил текст о джигитах, но в итоге сделал из него песню, прославляющую павших на войне красноармейцев. Таким образом путинская инсценировка подчеркивала роль президента в качестве символического стражника важнейшей государственной традиции.
Также по теме: Куда идет Россия?
Забота Путина о пернатых и мохнатых созданиях снискала симпатию их яростной защитницы - Брижит Бардо. Россия видится ей, наверное, землей обетованной, где люди и животные живут в мире и уважении друг к другу… Любопытно, что бы сказала звезда французского кино о резне в заповедниках, где высокопоставленные чиновники и прочие власть имущие регулярно убивают официально охраняемых горных козлов.
Жерару Депардье уже влетело за глупую и вредную легитимизацию путинского режима, однако вряд ли актер воспринял эту критику всерьез или хотя бы ее понял. В такой ситуации единственное, что можно ему пожелать, это в будущем дурачиться только на киноплощадке.
Почему Россия?
Интересно, кстати, откуда берется это увлечение Россией среди потомков галлов. На первый взгляд, вроде бы ясно: экзотика, которая сильно воздействует на впечатлительных французов. Но с другой стороны, этого добра у них было сколько угодно: Экваториальная Африка, Таити, Гвиана и т.п. Тем более, что масса таких экзотических элементов сейчас свалилась им самим на голову. Может быть, дело тогда в какой-то вариации стокгольмского синдрома, истоки которого уходят к весне 1814 года, когда казацкие и калмыцкие роты мародерствовали на Монмартре? Те события приоткрывают одновременно некоторые черты русского характера: раз Наполеон взял Москву, царь Александр I решил занять Париж.
Депардье и его наивным согражданам следует посоветовать (в качестве своего рода «memento») одну поэтическую картину, как раз описывающую наполеоновскую эпоху. В конце концов, любовь правителей непостоянна, а Россия - это действительно непредсказуемая страна. Стихотворение «Так, служба» написано Николаем Некрасовым, родившимся в Винницком уезде Подольской губернии от матери-польки. Возможно, именно происхождение поэта позволило ему так точно и сильно изобразить темную сторону русской души. Некрасов умер за сорок лет до того, как разразилась большевистская оргия смерти, однако ему удалось удивительным образом передать в своих строках ту невероятную жестокость, на которую способен человек с востока (рассказ в стихотворении ведется от лица крестьянина-партизана, который участвует в нападениях на отступающую Великую армию):
Читайте также: Г-н Олланд, не забудьте о «демократических требованиях» на встрече с Путиным!
- Так, служба! сам ты в той войне
Дрался - тебе и книги в руки,
Да дай сказать словцо и мне:
Мы сами делывали штуки.
(…)
Поймали мы одну семью,
Отца да мать с тремя щенками.
Тотчас ухлопали мусью,
Не из фузеи - кулаками!
Жена давай вопить, стонать,
Рвет волоса, - глядим да тужим!
Жаль стало: топорищем хвать -
И протянулась рядом с мужем!
Глядь: дети! Нет на них лица:
Ломают руки, воют, скачут,
Лепечут - не поймешь словца -
И в голос, бедненькие, плачут.
Слеза прошибла нас, ей - ей!
Как быть? Мы долго толковали,
Пришибли бедных поскорей
Да вместе всех и закопали...
(…)