Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия построила нефтепровод для транзита нефти в обход Польши

© РИА Новостинефтеперерабатывающий завод
нефтеперерабатывающий завод
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После запуска нефтепровода БТС-2 польский порт в Гданьске полностью лишится транзита российской нефти. В Польше опасаются, что россияне могут ограничить поставки нефти по нефтепроводам на польские НПЗ, которым придется тогда покупать нефть с танкеров.

В субботу польское министерство государственного имущества опубликовало приглашение к переговорам о выкупе у государства 53,2 процента акций второго по величине польского топливного концерна Grupa Lotos, который в настоящий момент завершает расширение и модернизацию нефтеперерабатывающего завода в Гданьске. С середины декабря до конца января 2011 года инвесторы, заинтересованные покупкой акций, могут обратиться за информационными материалами в американский банк JP Morgan и швейцарский UBS, сотрудничающие с правительством в приватизации концерна Lotos. В пятницу к закрытию торгов акция компании стоила 30,28 злотых, таким образом, стоимость государственного пакета акций составляет около 2,1 миллиарда злотых (около 540 миллионов евро – прим. пер).

О своей заинтересованности в покупке польских нефтяных компаний накануне заявила Россия. В пятницу в Варшаве на эту тему перед подписанием газового соглашения разговаривали вице-премьеры двух стран - Вальдемар Павляк (Waldemar Pawlak) и Игорь Сечин.

«Есть планы польского руководства по приватизации ряда нефтяных активов. Если они будут реализованы, то российские компании могут открыто рыночным способом поучаствовать в реализации этих планов и показать свою эффективность», - заверил Сечин. Павляк заявил польскому информационному агентству PAP, что он беседовал с Сечиным также о продаже концерном Orlen литовского НПЗ в Мажейкяй.

Lotos и Мажейкяйский НПЗ оказались в центре интереса российской нефтяной компании «Роснефть». Ее президент Эдуард Худайнатов прилетел в пятницу в Варшаву вместе с Сечиным. Его сопровождал также глава нефтепроводного концерна «Транснефть» Николай Токарев.

В четверг вечером «Транснефть» объявила о сварке заключительного стыка на нефтепроводе «Балтийская трубопроводная система-2» (БТС-2), проходящего из города Унеча у белорусской границы (где соединяются главные российские нефтепроводы) до порта Усть-Луга в Ленинградской области. Проект будет завершен через год: после постройки нефтеперекачивающих станций и терминала порта. Тогда, используя БТС-2, Россия сможет экспортировать нефть танкерами через Балтийское море, ограничив поставки нефти по нефтепроводу «Дружба» в Польшу и Германию через Белоруссию. 

Российские аналитики удивлялись тому, что российское правительство во время кризиса инвестировало в постройку этого нефтепровода более 4 миллиардов долларов. «Политические мотивы строительства БТС-2 заметны невооруженным глазом», - писал российский еженедельник Smart Money.

«Реализация проекта БТС-2 позволит уменьшить, а в случае необходимости, устранить зависимость России от транзита нефти через соседние страны», - подтвердил анонимный источник в российском министерстве энергетики. Это напоминает обоснование необходимости строительства газопровода Nord Stream, по которому российский газ будет поступать прямо на Запад, минуя Центральную Европу, по Балтийскому морю.

Первой жертвой нового трубопровода станет нефтяной порт в Гданьске, через который отправляются на экспорт танкеры с российской нефтью марки Urals, поступающей по нефтепроводу «Дружба». «После запуска БТС-2 Гданьск полностью лишится транзита Urals», - сказал в середине сентября Токарев. С 2004 года россияне уже приостановили транзит своей нефти через терминалы в Латвии и Литве, перенеся эту деятельность в порт Приморск Ленинградской области. В польской топливной отрасли в неофициальных беседах не скрывают опасений, что россияне могут ограничить поставки нефти по нефтепроводам на польские НПЗ, которым придется тогда покупать нефть с танкеров.

Нефтяной порт контролируется государственной компанией PERN Przyjaźń, которой также принадлежит польская часть нефтепровода «Дружба». Глава компании Роберт Сошиньский (Robert Soszyński) не захотел говорить о последствиях, которые будут иметь российские планы для Польши. «Это одна из самых деликатных тем», - сказал он только.