В ближайшее время Европейский парламент рассмотрит два чрезвычайно важных отчета, касающихся темы сланцевого газа. Первый, посвященный аспектам влияния на окружающую среду, подготовил Богуслав Соник (Bogusław Sonik), второй, о промышленных, энергетических и прочих аспектах добычи нефти и газа из сланцев, - представительница Греции Ники Тзцавела.
Проекты обоих отчетов выглядят для нас положительно, но борьба за их окончательное звучание в комиссиях Европарламента будет наверняка очень жесткой. В игру входят огромные интересы. «Россияне обеспокоены, какое влияние в долговременной перспективе будет иметь появление в Польше нового газа, ведь это заблокирует их деятельность на этом рынке», - считает депутат Европарламента от партии «Право и Справедливость» (PiS) Конрад Шиманьский (Konrad Szymański), представитель фракции «Европейские консерваторы и реформаторы» по вопросам сланцевого газа. Подобным образом видит ситуацию Павел Залевский (Paweł Zalewski), евродепутат от партии «Гражданская платформа» (PO). «Если Польша станет в плане газа самодостаточной, это поставит под вопрос дальнейшее существование механизма, с помощью которого Россия выстраивает свою позицию в Центральной Европе», - говорит он. Богуслав Соник обращает внимание, что в обсуждении вопроса принимает участие много политиков, не имеющих понятия, как выглядит добыча газа из сланцев, а при этом они запугивают граждан, изображая мрачные сценарии.
Борьба за сланцевый газ переходит на новый этап. После Франции возможность добычи газа из нетрадиционных источников заблокировали Болгария, Румыния и Чехия. (Чехия пока ввела временный мораторий.) Как же случилось, что государства, которые хотели получить независимость от основного поставщика энергоресурсов, и которым требуются импульсы для развития, сами решили отказаться от разработки такого сырья, из которого извлекают огромную выгоду, например, Соединенные Штаты?
На Газпром трудятся лоббинговые агентства и крупные PR-компании. То, что российский гигант прямым и косвенным образом поддерживает различные экологические организации, очень беспокоящиеся о том, что будет с нашей окружающей средой, а в особенности с водой, если начнет применяться метод гидравлического разрыва пластов – это секрет полишинеля.
Наиболее показателен здесь пример Болгарии. Два года назад у руководства этой страны, практически полностью зависящей от российского газа, оказалось правительство, одним из приоритетов которого было обеспечение энергетической безопасности. Министром, отвечающим за энергетику, стал ярый сторонник разведки и добычи сланцевого газа. Сейчас в Болгарии введен запрет на ведение любого рода исследования сланцев, а министру пришлось покинуть свой пост. Почему это произошло?
Против сланцевого газа была проведена очень интенсивная, тщательно подготовленная кампания. Появилось множество статей о вреде бурений, масса историй о том, как мощные американские бурильные машины уничтожат прекрасные поля и деревни. Сильный упор делался на антиамериканских мотивах. Во многих болгарских городах одновременно прошли демонстрации экологов. Манифестации были яркими и отлично подготовленными, их подробно освещали СМИ.
К акции протеста подключились даже бизнесмены. Так совпало, что это были именно те бизнесмены, которые ведут дела с Россией. Протестные акции против добычи сланцевого газа в Болгарии прошли также во многих городах Западной Европы, где решили высказаться болгарские иммигранты, взволнованные перспективой экологической угрозы для своей страны.
Статьи про эти протесты появились в европейской прессе и в социальных сетях. Анонс демонстрации появился даже на сайте CNN, и этот текст порекомендовало в своем Твиттере 6 тысяч человек. Акция была устроена с большим размахом и очень четко проведена. И она дала 100-процентный результат.
Во Франции лоббированием занимались компании, связанные с атомной энергетикой, для которых иные источники энергии представляли бы опасность. В стране, в которой работает около 70 атомных реакторов, экологи испугались сланцевого газа. Немецкое лобби зеленого бизнеса заказывало отчеты, представлявшие устрашающие картины того, как будет выглядеть мир, если газ начнут добывать из сланцев, а немецкие социалисты продвигали отчеты в Европейском парламенте.
На прошедшей неделе о методах добычи сланцевого газа начали негативно высказываться два немецких министра: экономики и охраны окружающей среды. Европейская комиссия в настоящий момент работает над юридическими рычагами, которые смогут оказать влияние на добычу газа из нетрадиционных источников. Давление «антисланцевого» лобби усиливается. Первые, пока еще локальные протесты, начинают разгораться и в Польше.
Конрад Шиманьский, однако, обращает внимание на иную проблему. «Нам в Польше стоит бояться не российского лоббирования, а неработоспособности собственного государства и неподготовленности польского права. Процесс получения концессий на добычу обжалован в Суде Европейского союза, налоги и сборы не утверждены, система разрешений и контроля настолько сложна и раздроблена, что она может стать реальным препятствием для эффективной реализации инвестиций, которым нужен хороший темп. Я не вижу также стратегического мышления о коммерциализации этого газа. Ведь его нужно поместить на рынок, поставить на электростанции, химические предприятия или экспортировать», - говорит Шиманьский.