Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Я уже не первый год слежу за активностью российской церкви и самого патриарха Кирилла, и мне сложно дать им положительную оценку. Я опущу даже упоминаемые практически в каждом источнике сообщения о сотрудничестве патриарха с КГБ и его явной поддержке политики Путина. Все свидетельствует о том, что православие, с которым мы собираемся искать примирения, не имеет ничего общего с экуменизмом.

Сегодняшние крупнейшие информационные порталы, радио- и телестанции преподнесли нам подробные и тщательно выстроенные сообщения об освящении православной церкви, возведенной у входа на мемориальный комплекс в Катыни. В состав комплекса входит и польское военное кладбище, на котором покоятся останки польских офицеров - жертв геноцида, совершенного по приказу высших советских властей. Освящал церковь православный патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Строительство храма уже давно было его идеей. Он представлял свой проект властям Российской Федерации в 2002 году, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским. Спустя восемь лет дело внезапно сдвинулось с мертвой точки. В начале 2010 года премьер Владимир Путин дал свое согласие, и тотчас же, без согласования с польской стороной, начались подготовительные работы, что шло вразрез с польско-российским соглашением от 22 февраля 1994 года о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий.

Даже беглое прочтение текста соглашения и прилагающегося к нему заявления министров иностранных дел Польши и РФ позволяет ощутить содержащийся в нем позитивный импульс, желание создать благоприятные условия для сложного, движущегося шаг за шагом в верном направлении процесса примирения. Так было во времена Бориса Ельцина.

Читайте также: Патриарх Кирилл пытается вернуть доверие церкви

В начале 2010-го года российская сторона решила демонстративно нарушить соглашение и сделала это в самом святом для поляков месте – в Катыни. Высота возведенного в молниеносном темпе здания достигает 40 метров, оно увенчано медным позолоченным куполом, благодаря чему становится доминирующим элементом мемориального комплекса. Мне очень сложно объяснить общественности классический метод действий российской дипломатии, основная идея которого – унизить партнеров, заставить их покориться силе и увидеть особую логику в складывающейся ситуации. Таким унижением было участие премьера Туска (Donald Tusk) в совместной с Владимиром Путиным закладке камня в основание строящейся церкви 7 апреля 2010 года. Российские дипломаты могли играть ва-банк, зная, что польское руководство согласится на все, санкционирует любое нарушение договоров, лишь бы «обскакать» президента Качиньского (Lech Kaczyński). Эта ситуация была не единственной. Президент Коморовский (Bronisław Komorowski) не мог отказать себе в удовольствии сфотографироваться с Дмитрием Медведевым, несмотря на то, что россияне накануне годовщины катастрофы самолета провокационным образом демонтировали в Смоленске мемориальную доску. Он поехал и возложил венки под «бронированной» березой, которая по результатам исследования независимых экспертов, являющихся знаменитыми специалистами, оказалась, якобы, той самой преградой на пути Ту-154М. То-то спецназ посмеялся!

Вернемся, однако, к катынской церкви. Внимание российских властей на факт нарушения договора обращал в марте 2010 года покойный Анджей Пшевозник (Andrzej Przewoźnik), ставший одной из жертв смоленской катастрофы. Будучи секретарем Совета охраны памяти борьбы и мученичества, он занимался организацией мероприятий в 70-ю годовщину катынского преступления и считал, что православный собор нарушает своей символикой историческую правду. Сталинский режим, конечно, истреблял и русских, и покоятся они в том же самом лесу. Однако, польская элиты была взята в плен на территории своего государства, захваченного СССР в сговоре с Гитлером. Их убили выстрелами в затылки. Всех.


Почему молчит многолетний председатель Совета охраны памяти борьбы и мученичества Владислав Бартошевский (Władysław Bartoszewski)? Почему он не повторит возражения своего самого близкого коллеги?

Также по теме: Церковь в Греции сильнее государства

На торжественном освящении церкви присутствовала делегация Польской автокефальной православной Церкви и польский военный атташе в Москве. СМИ сообщали об этом событии в торжественных тонах, без комментариев. Все это нацелено на создание соответствующей атмосферы перед визитом патриарха Кирилла в Польшу, который должен состояться на следующий день после годовщины Варшавской битвы, а также за несколько недель до 400-й годовщины проигранной польскими войсками под предводительством Яна Кароля Ходкевича (Jan Karol Chodkiewicz) битвы под Москвой и с размахом отмечаемого в России с 2005 года праздника «изгнания поляков из Кремля». В ходе визита будет подписано заявление Московской православной церкви и Конференции католических епископов Польши с призывом к примирению польского и российского народов. Примирение с российским народом, на мой взгляд, не представляет ни малейшей проблемы. Серьезное препятствие представляет, в свою очередь, угнетающая этот народ «путинская система» и политика российского государства в отношении Польши. Роль его чиновников в смоленской катастрофе не прояснена и по сей день, причем, в процессе расследования всех ее обстоятельств очевидно присутствие злого умысла.

Я уже не первый год слежу за активностью российской церкви и самого патриарха Кирилла, и мне сложно дать им положительную оценку. Я опущу даже упоминаемые практически в каждом источнике сообщения о сотрудничестве патриарха с КГБ и его явной поддержке политики Путина. Все свидетельствует о том, что православие, с которым мы собираемся искать примирения, отнюдь не имеет экуменического лица Владимира Соловьева и других философов «Серебряного века»: Николая Бердяева, Сергия Булгакова, Георгия Федотова, Николая Клепинина. Их открытые миру, лишенные враждебности умы допускали отказ России от национального эгоизма.

Читайте также: Церковь и государство в России

Я опасаюсь, что вместо «серебряного века» нам придется принять в лице московского православия идею Третьего Рима. Ее в своем письме московскому князю Василию III описывал монах Филофей, игумен монастыря под Псковом. По его мысли, Первый Рим пал от ереси (католицизма), «Второй Рим» - Константинополь - от нее же, а третий – Русь – будет стоять вечно, благодаря своей истинной и чистой вере. Концепция третьего Рима – это государственническая идея, масштаб влияния которой на реалии современной России оценивать сложно. Очень сильное влияние, в свою очередь, имеет поддерживаемый самим патриархом Кириллом миф святой Руси, вбирающей в себя территории Белоруссии и Украины. Являясь мифом, соединяющим в себе религиозный и светский элементы и направленным на государственное строительство, он стал орудием имперской, а в наши дни - неоимперской политики. Я упоминала уже о приближающейся 400-ой годовщине Московской битвы, в которой войска князя Пожарского и Кузьмы Минина разбили польские войска гетмана Ходкевича. Уже тогда россияне писали на своих знаменах воззвание «Боже, храни Святую Русь». После изгнания поляков из Кремля, оно стала фундаментальной идеей династии Романовых. Именно с ним сталкивались мы в восстаниях, битвах, в ссылках на каторгу, в тюремных крепостях. Сейчас он вновь вернулся на уста правителей и даже был испытан на практике: во время чемпионата Европы по футболу российские болельщики развернули на варшавском стадионе огромный баннер с изображением князя Пожарского и надписью «Это - Россия».

Кому нужно это примирение? Почему, хотя это такое важное событие, все молчат? Молчат историки, религиоведы, верующие. В этой тишине есть что-то жуткое, она звенит у меня в ушах.

 

Анна Фотыга - министр иностранных дел Польши с 2006 по 2007 год.