Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия может забрать свои памятники и заплатить за их ремонт и содержание

© flickr.com / Felix O Памятник Советской армии в городе Легница, Польша
Памятник Советской армии в городе Легница, Польша
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российские памятники должны исчезнуть из Польши. Раз Россия планирует культивировать собственную версию истории, пусть она занимается этим на собственной территории. А заодно отдаст Польше не только произведения искусства, которые были вывезены после 1772 года и находятся сейчас, например, в Эрмитаже, но и покроет наши расходы на содержание своих тоталитарных монументов.

Руководство города Пененжно (Pieniężno) в Варминско-Мазурском воеводстве не отзовет своего решения по поводу демонтажа советского памятника генералу Ивану Черняховскому, сообщил бургомистр Казимеж Клейдо (Kazimierz Kiejdo). Позиция властей и жителей этого небольшого городка заслуживает поддержки и уважения.

Российская Федерация устами своей делегации, которая прибыла в Пененжно с миссией защитить памятник, заявила, что монумент должен остаться на своем месте, а Москва покроет расходы на его содержание и ремонт. Это ключевое заявление российской стороны. Встает вопрос о тех деньгах, которые были потрачены на поддержание оккупационных памятников (а их остается в Третьей Польской республике более тысячи) в предыдущие годы. Если предположить, что содержание и ремонт одного памятника в пересчете на месяц обходится, допустим, в 1000 злотых (около 10тысяч рублей – прим. пер.), то бездействие властей в вопросе их демонтажа стоило полякам примерно 300 миллионов злотых.

Настало время новой исторической политики


«Монументальная» политика – важный аспект исторической памяти. Поэтому Россия взялась защищать памятник Черняховскому. Приведу один пример. Приблизительно в 1620 году по приказу Сигизмунда III Вазы была построена так называемая Московская часовня (Sacellum Moscovitarum), которую называли также усыпальницей царей Шуйских. Часовня должна была увековечить славу польского оружия и триумф короля Сигизмунда III. В 1643 году Адам Яжембский (Adam Jarzębski) писал: «Неподалеку от собора святого Креста стоит Московская часовня, а в ней на мраморной доске высечены золотыми буквами наши победы тех лет, когда захваченный в плен царь московский с братьями своими предстал перед Сеймом в Варшаве. После их выслали в Гостынь, где они и скончались. Похоронили их в этой часовне, а когда приехал позже посол московский, прося у королевского величества останки, король Владислав даровал их и выслал с церемониалом в столицу…»

Читайте также: Институт национальной памяти объявил войну памятнику советско-польскому братству по оружию


Московская часовня послужила поводом для многочисленных требований со стороны представителей династии Романовых к польским монархам в XVII и XVIII веках.

Царь Василий IV Шуйский после низложения 17 июля 1610 года пребывал в польском плену, а в это время царем Московским и Всея Руси был королевич Владислав IV Ваза. Несмотря на это Московская часовня и другие объекты, документировавшие пребывание Василия IV Шуйского в Речи Посполитой, были бельмом на глазу династии Романовых. При Михаиле I московская сторона предприняла переговоры по поводу возврата останков Василия IV Шуйского и его семьи. После заключения Поляновского мира в 1635 году тела царя, его брата и княжны Екатерины были переданы России.

В 1647 году от царя Алексея I поступила просьба снести Московскую часовню, которая бала тогда единственным православным храмом-усыпальницей в Варшаве. Однако король Владислав IV ответил отказом, сообщив, что может вернуть надгробную плиту. Следующие требования касались описаний польской победы. Описывавшие принесение Шуйским присяги в польском Сейме могли ожидать, что московский посол потребует сжечь произведение и голову самого писателя за оскорбления царского величества. В 1678 году при Яне III Собеском царь Федор Романов потребовал (на тех же основаниях) отдать России две картины Томазо Доллабеллы (Tommaso Dolabella), изображавшие принесение Шуйским и его братьями Дмитрием и Иваном присяги королю Сигизмунду III Вазе. Это требование исполнил король Август II Сильный, который передал картины (считающиеся сейчас пропавшими без вести) Петру I. В период c 1764 по 1786 год по приказу российского посла Николая Репина были найдены и уничтожены сохранившиеся надгробные плиты (или плиты времен Сигизмунда III Вазы).

Московская часовня не сохранилась. И если большинство учебников рассказывает о принесении вассальной присяги польскому королю герцогом Альбрехтом Гогенцоллерном в 1525 году («прусская дань»), то о «русской дани» информацию в них искать бессмысленно.

Российские памятники должны исчезнуть из Польши. Раз Россия планирует культивировать собственную версию истории, пусть она занимается этим на собственной территории. А заодно отдаст Польше не только произведения искусства, которые были вывезены после 1772 года и находятся сейчас, например, в Эрмитаже, но и покроет наши расходы на содержание своих тоталитарных монументов. И тогда можно будет подумать о восстановлении польских монументов и памятниках в честь важных исторических событий, чтобы навсегда вписать знания о наших героях и победах в учебники и общественное сознание.