Россия становится недорогой, но потенциально доходной зоной риска для зарубежных автомобильных компаний, поскольку правительство здесь стелет ковровую дорожку в своем стремлении привлечь новые технологии и капиталовложения.
Авторитетный правительственный источник сообщил агентству Reuters, что государство намеревается заявить о шестимиллиардном вливании капитала в промышленность в этом десятилетии. Этот шаг позволит отказаться от продажи местных предприятий зарубежным конкурентам, и поднять участие в капитале акционерных компаний до 50 процентов. Все эти меры призваны оживить ситуацию в автомобильном секторе.
Западных производителей, инвестировавших в нашу страну значительные суммы до наступления кризиса, оставаться в России убеждает доброжелательный настрой государства. Французская компания Renault на этой неделе приобрела 25 процентов акций стоящего на грани разорения производителя модели Лада, «АвтоВаза» – впрочем, при этом дала ясно понять, что ей потребуется существенная государственная поддержка.
Итальянский концерн Fiat недавно подписал с частной компанией Sollers договор об учреждении совместного предприятия, с расширением производства до 500 тысяч автомобилей в год – это соглашение тоже обеспечено поддержкой со стороны российского правительства.
По мнению аналитиков, что поощрительное отношение государства дает прекрасную возможность зарубежным предпринимателям, на отнюдь не разорительных условиях, нащупать твердую почву под ногами на российском рынке, который, судя по всему, имеет реальные шансы через несколько лет резко пойти вверх.
«Сейчас самое время стать участником этого процесса, непосредственно на месте, и, как мне кажется, российское правительство готово предложить самые разнообразные стимулы и налоговые льготы для привлечения прямых зарубежных инвестиций», - полагает аналитик IHS Global Insight Тим Уркухарт (Tim Urquhart).
Почти все крупные компании имеют в России собственные заводы, - или, думая о будущем, строят их сейчас.
«Renault хотел бы перепрофилировать «АвтоВАЗ» и получить прибыть … при содействии правительства», - говорит московский аналитик ВТБ Владимир Беспалов.
«Fiat – в значительное мере правительственный проект, риск низкий, … ему (Фиату) нечего терять», - добавляет он.
МЕДЛЕННОЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ
Непосредственно перед кризисом 2008 года российский автомобильный рынок пережил настоящий бум. В результате он догнал и перегнал самый крупный в Европе рынок, немецкий.
Впрочем, когда в 2009 году, на фоне щедрых правительственных льгот, когда продажи в Германии достигли 3,8 миллионов единиц, российские уменьшились до 1,47 миллиона – по данным аналитиков из Renaissance Capital, в денежном выражении снижение составило 61%.
Аналитики и автомобильные компании сходятся на том, что российский рынок будет восстанавливаться не быстро, но имеет под собой прочную основу.
По прогнозам PricewaterhouseCoopers, продажи автомобилей в России в 2010 году возрастут по сравнению с 2009 годом на 15%; Ассоциация европейского бизнеса предсказывает более медленный подъем.
«Мы считаем, что российский автомобильный рынок имеет значительный долгосрочный потенциал», - заявил партнер PWC Стэнли Рут (Stanley Root).
Аналитики из ВТБ и Renaissance, указывая на неопределенность экономического климата, предсказывают возвращение к докризисным уровням не раньше 2013 года.
Однако, по мнению Александра Казбеги (Alexander Kazbegi) из Renaissance, по двум параметрам российский автомобильный рынок и теперь превосходит рынки более развитых стран. Российские автомобили – самые старые в Европе, старше в среднем на 11,5 лет, и к тому же у европейцев примерно по 0,5 автомобиля на человека, а в России – 0,25.
Он заметил, что на рынке транспортных средств неиндивидуального пользования - фургонов и грузовиков - положение даже лучше, ведь тут возможно привлечение государственных заказов на транспортные перевозки.
БОЛЕЕ ВЫРАЖЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Экономический спад промышленности в 2009 году стал угрозой для выживания таких компаний, как «АвтоВАЗ», лишив средств к существованию десятки тысяч рабочих в волжском городе одного предприятия, - Тольятти. Чтобы спасти компанию и не допустить общественного недовольства, вмешалось государство; свои щедрые мероприятия оно продолжит и в 2010 году.
Практически все крупные российские компании скооперировались с зарубежными партнерами: Daimler имеет свою долю в капитале производителя грузовых автомобилей КАМАЗА, Renault сливается «АвтоВАЗом», завязывают тесные отношения Fiat и Sollers.
Пока в стороне остается только GAZ – группа, контролируемая олигархом Олегом Дерипаской. Предполагалась, что она станет партнером компании Opel; так бы и было, если бы российский банк-кредитор добился в прошлом году успеха в своей тяжбе с филиалом предприятия, которым владеет General Motors.
Однако компетентные сотрудники компании полагают, что и эта ценная бумага-аутсайдер в свой срок найдет себе партнера.
«Через 10-15 лет российская автомобильная промышленность окажется более или менее интегрированной в международную индустрию», - считает Франк Шауфф (Frank Schauff), генеральный директор Ассоциации Европейского бизнеса (AEB).
Оптимистический настрой в отношении России можно почувствовать на проходящем сейчас автосалоне в Женеве.
«У меня лично такое впечатление, что Россия нормализуется и приходит в себя... в России словно бы происходит что-то фундаментально хорошее, и люди снова стали покупать автомобили», - говорит Колин Додж (Colin Dodge), исполнительный вице-президент японской компании Nissan и партнер Renault.