Эти последние 5 процентов определенно вызывают намного больше проблем, чем мы ожидали.
В прошлом месяце российский президент Дмитрий Медведев заявил журналистам, что переговоры по подготовке крупнейшего после окончания "холодной войны" договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), начавшиеся между США и Россией год назад на волне большого оптимизма, "на 95 процентов завершены". По плану они должны были завершиться к концу 2009 года.
Однако в четверг вечером госсекретарь США Хиллари Клинтон, завершив длительные переговоры со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, заявила, что "цыплят по осени считают", когда ее спросили по поводу сроков подписания этого соглашения, которое должно привести к радикальному сокращению наступательных ядерных арсеналов США и России.
Она добавила, что участники переговоров добились "значительного прогресса", а также выразила надежду, что документ этот скоро будет окончательно согласован.
Близкие к переговорному процессу представители говорят, что Медведев и президент Обама надеются подписать соглашение к тому моменту, когда в Вашингтоне 12 апреля начнет свою работу саммит по вопросам ядерной безопасности с участием 40 государств.
"Возможно, работа идет не так быстро, как ожидалось, но оба президента твердо намерены завершить ее" до открытия конференции, говорит Михаил Маргелов, возглавляющий комитет по международным делам в Совете Федерации (это верхняя палата российского парламента). "Мы уже готовимся приступить к ратификации этого договора в парламенте после того, как президенты его подпишут", - отмечает он.
В пятницу Клинтон должна провести встречу с Медведевым, а затем с бывшим президентом Владимиром Путиным. Вопрос об СНВ займет в этих разговорах важное место.
Как говорят эксперты, договор этот, который должен был стать основой для оздоровления американо-российских отношений, погряз в спорах по вопросу противоракетной обороны. Многие надеялись, что вопрос этот закрыт, потому что в сентябре прошлого года Обама положил на полку план Буша по размещению ракет-перехватчиков в Польше.
Новый договор ставит ограничения для каждой из сторон по количеству стратегических ядерных боезарядов, снижая потолок до 1600 единиц. Это примерно 25-процентное сокращение по сравнению с нынешним уровнем. С момента начала серьезного наращивания гонки ядерных вооружений в 60-е годы, когда возник так называемый "баланс страха", у России и США будет самое маленькое количество ядерного оружия, которое они нацеливают друг на друга. Также резкому сокращению подлежит и число средств его доставки к цели – ракет и бомбардировщиков.
Но российские переговорщики выразили свои сомнения по поводу сохранившихся у США планов размещения систем ПРО малой дальности в Румынии и Польше на весь десятилетний срок действия нового соглашения. Многие российские консерваторы жалуются на то, что без жестких механизмов контроля над оборонительным оружием американские противоракетные технологии за несколько десятилетий сделают российский ядерный арсенал бесполезным в связи с его старением.
Спикер нижней палаты российского парламента и близкий политический союзник Путина Борис Грызлов заявил на этой неделе журналистам, что в новом договоре должны быть предусмотрены жесткие условия, увязывающие ограничение оборонительных вооружений с сокращением наступательного ракетного оружия. "Без этого не будет шансов на ратификацию данного договора в Думе", - сказал Грызлов.
В декабре прошлого года премьер-министр Путин нарушил конфиденциальность переговоров по СНВ и открыто пожаловался на американские планы ПРО. Это вызвало предположения о возникшем в Кремле расколе из-за целесообразности заключения договора.
Барак Обама во время визита в Москву в июле прошлого года признал обоснованной российскую озабоченность по поводу той угрозы, которую американский противоракетный щит может представлять для стареющих сил ядерного сдерживания этой страны, но не согласился вернуться к специальному договору о запрете таких вооружений.
Работа по контролю ядерных вооружений в эпоху "холодной войны" началась всерьез только после того, как две стороны подписали в 1972 году договор по противоракетной обороне, которым ограничивались разработки противоракетных систем. Но президент Джордж Буш в 2001 году в одностороннем порядке вышел из этого договора, в связи с чем американо-российские стратегические отношения вошли в неуправляемый штопор.
Эксперты говорят, что две стороны, скорее всего, ликвидируют это противоречие, подписав декларацию, в которой проблемы контроля наступательных и оборонительных вооружений будут увязаны. Но соглашение об ограничении противоракетных систем будет отложено на более поздний срок.
"Логика США в их положении состоит в том, чтобы не связывать себе руки ограничениями по оборонительным вооружениям, - говорит Алексей Пушков, возглавляющий аналитический Институт актуальных международных проблем, который консультирует МИД РФ, - мы уже знаем, что этот договор не решит проблему, заключающуюся в том, что разработка наступательных и оборонительных вооружений тесно взаимосвязана. Они могут принимать декларации, признавая это, но что с того? Это означает, что мы будет сталкиваться с данной проблемой и впредь".