Не оправившись еще от дипломатического скандала с Израилем, госсекретарь Хиллари Клинтон во время своей недавней поездки в Москву вновь оказалась в центре мини-кризиса, на сей раз, с Россией. Российский премьер-министр Владимир Путин публично осадил Клинтон во время встречи с ней в пятницу, оскорбив ее в присутствии репортеров. Накануне он заявил, что Россия в этом году введет в строй сооружаемый ею в Иране ядерный реактор. И это в условиях, когда Вашингтон надеется закрутить Тегерану гайки в связи с его незаконной ядерной программой.
То, как Путин обошелся с Клинтон, вызывает сомнения по поводу стратегии администрации Барака Обамы в отношении России. Эта стратегия предусматривает в качестве противовеса Путину поддержку предположительно умеренного президента Дмитрия Медведева – одного из немногих зарубежных руководителей, с которым успел подружиться Обама.
В стремлении Обамы наладить личные взаимоотношения с российским лидером нет ничего нового. На самом деле, это вполне соответствует тому, как бывшие американские президенты строили свои отношения с Россией. После первой встречи с президентом Путиным в 2001 году Джордж Буш произнес свою знаменитую фразу: "Я взглянул этому человеку в глаза. Я сумел ощутить его душу". Но несмотря на ряд соглашений между двумя лидерами на первоначальном этапе, которые позволили Соединенным Штатам выйти из Договора о противоракетной обороне и наладить сотрудничество в Центральной Азии после терактов 11 сентября, к концу второго президентского срока Буша отношения с Россией существенно ухудшились, а российская демократия начала полномасштабное отступление.
Внимание Буша к налаживанию личных взаимоотношений с бандитствующим Путиным совершенно справедливо вызвало недовольство и презрение. Но Буш не был первым американским президентом, сделавшим ставку на личные связи с лидером из Москвы. Когда Советский Союз шел к своему закату, Джордж Буш-старший совершенно очевидно предпочитал иметь дело с серьезным Михаилом Горбачевым, а не со взъерошенным и часто пьяным Борисом Ельциным. Но Горбачев пытался спасти Советский Союз, а Ельцин, несмотря на все его недостатки, хотел похоронить этот труп и направить Россию в сторону Запада, к демократическому правлению. А сейчас мы слышим заявления Обамы о том, что у него особые и многообещающие отношения с Медведевым, которые он строит независимо от Путина.
Безусловно, Медведев ведет себя не так, как Путин. В области внутренней политики он много говорит и пишет о необходимости либерализации российской политики и экономики, о важности борьбы с коррупцией и о ликвидации самых неприятных черт действующей в стране системы автократии и олигархии. И попытки Обамы наладить крепкие личные взаимоотношения с Медведевым на этой основе выглядят оправданными. Или нет?
Несмотря на все свои разговоры о реформах (а пока все так и остается на уровне разговоров), Медведев по-прежнему утверждает, что демократия в России действует и защищает личные свободы россиян, хотя многочисленные факты свидетельствуют об обратном. А что касается сферы национальной безопасности, то здесь трудно увидеть хоть какие-то различия между Медведевым и Путиным, если судить по поступкам президента, а не просто по его риторике. Став в мае 2008 года путинским преемником и президентом России, отобранным Путиным на этот пост лично, Медведев очень мало сделал для того, чтобы сгладить реваншистскую политику России, которую проводил его предшественник. При Медведеве произошло вторжение в Грузию, а Абхазия и Южная Осетия были по сути дела аннексированы. При нем Россия продолжает угрожать своим соседям, предлагая "новую архитектуру безопасности", очевидная цель которой – ослабить роль НАТО в Европе.
Сторонники Медведева из Вашингтона и Брюсселя утверждают, что он вынужден платить такую цену за тандем власти с Путиным. Тем не менее, даже если принимать более умеренные и либеральные заявления Медведева за выражение его собственных взглядов, последние действия России говорят о том, что он не в состоянии контролировать пресловутую кремлевскую бюрократию, и особенно службы безопасности. Дело в том, что не видно никаких заметных усилий по реформированию российского режима внутри страны, и также по сдерживанию его тактики запугивания за рубежом.
По сути дела, на все благонамеренные заявления Медведева по поводу контроля вооружений и Ирана спустя несколько дней бросает свою мрачную тень Путин, предпринимающий более воинственные шаги, как случилось на прошлой неделе. Совершенно очевидно, что Путин по-прежнему играет первую скрипку и будет делать это и впредь, поскольку он планирует вновь занять президентское кресло в 2012 году. Это не должно вызывать особого удивления. Трудно себе представить, что Медведев сможет, если захочет, порвать с системой, которая выдвинула его наверх, дала ему в руки власть и оставила его во власти. Как выяснил младший сын Крестного отца Майкл Корлеоне, стать законопослушным - это непростая задача для члена мафии.
Короче говоря, практически нет оснований полагать, что построение "перезагрузки" в американо-российских отношениях на фундаменте укрепления личных связей между президентами Медведевым и Обамой даст последнему какие-то особые преимущества. Если хотите, такие действия лишь усиливают желание Кремля продолжать свою игру в хорошего и плохого полицейского. В январе тысячи россиян вышли на митинг в Калининграде, требуя осуществления демократических реформ. А в субботу тысячи людей по всей стране вышли на демонстрации протеста против ухудшения экономических условий. В конечном итоге, успех этих демократических сил более важен для США, чем личные взаимоотношения Обамы с руководителем страны, которого многие россияне считают просто марионеткой.
Конечно, не исключено, что Медведев может стать Горбачевым своей эпохи. Но судя по тому, что мы видим на сегодняшний день, такая возможность кажется далекой от реальности. Скорее всего, наступит 2012 год, и Обама окажется в таком же положении, как и его предшественник. Ему придется отстаивать неээфективную американо-российскую политику, которая имеет под собой очень слабую основу – тесные личные взаимоотношения с российским руководителем.
Джейми Флай является исполнительным директором аналитического центра "Внешнеполитическая инициатива" (Foreign Policy Initiative). Гэри Шмитт - директор Программы современных стратегических исследований (Program on Advanced Strategic Studies) Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute).