Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эпоха московского мэра клонится к закату

© РИА Новости / Перейти в фотобанкМэр Москвы Юрий Лужков на Празднике меда
Мэр Москвы Юрий Лужков на Празднике меда
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Восемнадцать лет Юрий Лужков цепко держал Москву в своих руках, приструнивая всех, от олигархов до гомосексуалистов, и правя городом, словно политической машиной Чикаго. Но над его правлением уже давно нависла тень обвинений в коррупции; и теперь, когда президент России Дмитрий Медведев активизировал свою кампанию борьбы со взяточничеством, давление на Лужкова возросло.

Восемнадцать лет Юрий Лужков цепко держал Москву в своих руках, приструнивая всех, от олигархов до гомосексуалистов, и правя городом, словно  политической машиной Чикаго.

Семидесятитрёхлетний мэр, динозавр старого строя,  сумевший более, чем кто-либо другой, перестроиться в постсоветскую эпоху – баснословный персонаж. Только на этой неделе по его распоряжению город потратит полтора миллиона долларов (1,2 миллиона евро, миллион фунтов стерлингов) на то, чтобы разогнать дождевые облака над Москвой в честь празднования Дня Победы на этих выходных. Над его правлением уже давно нависла тень обвинений в коррупции; и теперь, когда президент России Дмитрий Медведев активизировал свою кампанию борьбы со взяточничеством, давление на Лужкова возросло.

Замаячила перспектива противоборства между одним из политических гигантов постсоветской эпохи и Кремлём.

По мнению критиков Лужкова, мэр – самый наглядный пример той самой коррупции, с которой президент Медведев пытается бороться. Достаточно сказать, что жене мэра отданы контракты на городское строительство. «Некоторые недавние события носят такой размах, что я не думаю, что [президенту] удастся просто так закрыть на это глаза и продолжать делать вид, что он борется с коррупцией  . . . Ему придётся отвечать за свои слова», - заметил Александр Лебедев, российский магнат, бывший политический противник Лужкова.

Но Лужков и его жена отрицают все обвинения и говорят, что Елена Батурина получила контракты потому, что ей удалось выиграть тендер.

И всё же для мэра, настроенного как всегда решительно отстаивать свою репутацию, могут наступить тяжелые времена. Общественное мнение начинает меняться, и не в его пользу. Традиционно москвичи поощряли его и в том, что он выделяет средства из городских фондов на географически столь далёкие от Москвы националистические проекты, как Крым, и на свои грандиозные архитектурные замыслы. Но в последние месяцы он начал терять поддержку своих избирателей. 

Ещё раньше Кремль, не чувствуя в себе сил противостоять мэру Москвы, пытался подобраться к членам его администрации. Два месяца назад было начато федеральное расследование по делу Александра Рябинина, заместителя мэра, обвинявшегося в злоупотреблении служебными полномочиями. Угрожая не утвердить разрешительные документы на строительство, он добился передачи недвижимости в собственность своей дочери.

Хотя дело в течение нескольких дней было прекращено, политтехнологи отметили его как очередную попытку дискредитировать Лужкова.

После того, как на выборах 2000 году предпочтение в качестве кандидата в президенты Кремля было отдано Путину, отношения между ним и Лужковым никогда не были особенно дружескими. Вотчина Лужкова всегда оставалась центром силы, соперничающим с государством.

Популярность мэра всегда была его самым надежным оборонительным рубежом, и нынешнее снижение его рейтинга позволило президенту Медведеву перейти в наступление. «Всегда считалось, что вопросы стабильности Москвы и [защита] федеральные интересы достаточно важны для Кремля, чтобы держать Лужкова в качестве мэра . . . [но] в прошлом году негативные моменты, связанные с бизнесом [жены мэра]  и системой взяточничества в Москве, начали перевешивать преимущества обеспечения стабильности в городе» - говорит политолог Станислав Белковский (Stanislav Belkovsky).

Елена Батурина, жена мэра, на этой неделе вызвала новый поток критики после того, как стало известно, что в прошлом году она в качестве главы компании «Интеко» заработала миллиард долларов. Эта строительная фирма, по заявлениям критиков, получила один из самых  прибыльных проектов по застройке города.

Компания «Интеко», первоначально организованная как производитель изделий из пластмассы, быстро заявила о себе на московском рынке застройщиков, а Елена Батурина, бывшая фабричная работница, попала в ежегодный список самых богатых людей журнала Forbes.

«Как вы думаете, что было бы, если бы Майкл Блумберг [мэр Нью-Йорка] организовал тендер для обновления Статуи Свободы, и его выиграла подруга мэра», - спрашивает Борис Немцов, бывший заместитель премьер-министра, возглавляющий оппозиционную партию «Солидарность».

«Американцы в ответ на подобное предположение только посмеялись бы. Они там и представить себе не могут, что такое возможно».

Мэр и его жена в судебном порядке преследуют Немцова за его высказывания в памфлете  под названием «Лужков. Итоги»; они не устают отрицать справедливость этих высказываний, как и прочих обвинений в коррупции.

В 2009 году в интервью газете «Комсомольская правда» Лужков заявил, что его положение мэра было для Елены Батуриной скорее препятствием, чем плюсом. «Она чувствовала бы себя свободнее [в своём бизнесе], если бы её супруг не был мэром Москвы», - утверждает он.

Ни Лужков, ни Батурина не ответили на просьбы дать интервью для этой статьи.

В последнее время москвичи начинают более скептично относиться к стилю правления своего мэра. Сейчас он настоял на развешивании плакатов Иосифа Сталина по городу на предстоящих выходных, несмотря на неодобрение Кремля. 

Жители Москвы начинают вторить обвинениям в коррупции, которые  уже давно высказывают критики Лужкова. По данным опроса, проведенного неправительственной исследовательской организацией «Левада-Центр», 65 процентов москвичей уверены, что положение Лужкова способствовало коммерческому успеху его жены.

При недавнем сборе подписей для нового издания книги «Лужков. Итоги» прохожий сказал, что московский мэр ему нравится. «Но ему уже за семьдесят, - добавил он. – Пора уходить».