Даже циники могли ощутить прилив оптимизма, когда кремлевская молодежная организация "Наши", ставшая энергичной боевой дружиной Владимира Путина, объявила о своих планах на нынешний летний сезон в лагере по воспитанию молодежи на озере Селигер. Это будут более добрые, более открытые "Наши", заявили нам. На сей раз в лагерь прибудут и иностранцы. Настоящие иностранцы из настоящих зарубежных стран, с которыми "Наши" будут обмениваться идеями. Национализм уступит место диалогу. Славянские палатки для размножения больше не будут называть палатками для размножения. Лозунг "Путин или смерть!" уступит место новому кремлевскому лозунгу – "Модернизируйся!". А новое поколение патриотически настроенной молодежи будут учить открытости и толерантности.
Но ничего подобного не произошло.
Когда лагерь открыл свои двери на этой неделе, стало ясно, что "Наши" не изменились ни на йоту. Это все та же кучка бестактных, агрессивных, оболваненных и ослепленных конформистов, какой "Наши" были всегда. А тем временем президент Дмитрий Медведев вместе со своим замначштаба Владиславом Сурковым (этакие мультяшные мышата Пинки и Брейн) продолжают с гордостью смотреть на свое идеологическое детище. Модернизация, блин.
Вот пример. В этом году одним из лагерных развлечений стал деревянный шест, на котором прикреплено изображение 83-летней советской диссидентки и обладательницы самых высоких европейских наград за деятельность в области защиты прав человека Людмилы Алексеевой. На голове у Алексеевой нацистская фуражка, а сзади размещен плакат, на котором огромными буквами написано "Вам здесь не рады".
Или как насчет такого. Во вторник появилась видеозапись, на которой показан кремлевский координатор молодежной политики Василий Якеменко, сидящий за столом со своими дружками. Во главе стола восседает чрезмерно грузный и неуклюжий приверженец "Наших", а Якеменко говорит ему следующее (я не придумываю):
У нас есть очень серьезный, глубокий проект, он называется "Национальная ответственность". Суть его очень простая. Любое предприятие, которое тратит больше, чем ему нужно, неважно, электричество это или что-то другое, оно неэффективно. Человек, который ест больше, чем ему нужно, обкрадывает страну, и Путина в частности. Путин может все, но он не может похудеть за отдельно взятого человека. Нам в этот проект нужен участник, и мы решили, что это будешь ты.
Круглолицый паренек начинает увиливать, Якеменко настаивает, и на этом запись обрывается. Следует отметить, что напротив Якеменко сидит ведущий Интернет-пропагандист России Константин Рыков, который раньше занимался порнографией, а теперь стал депутатом российского парламента. Должен отметить, что Рыков тоже большая задница, однако я уверен в том, что он не стал участвовать в этом серьезном и глубоком проекте добровольного голодания во имя Владимира Путина.
Идем дальше. Делегация иностранцев, которая должна была в этом году оживить лагерные дебаты, столкнулась с проблемами в самом начале. Речь идет о российской системе выдачи виз, которая похожа на реку с аллигаторами. Но эту реку со временем преодолели. Визитеры из 80 стран все же появились в лагере. Но активистка "Наших" Яна Старикова так оценила их присутствие (цитата из "Нового региона"):
"Они мыслят определенными категориями – на все вопросы отвечают слово в слово, в спорах приводят одни и те же доводы – свобода, демократия и либерализм на Западе и, соответственно, подавление свободы в России, подавление оппозиции, тоталитаризм и полицейское государство, недемократические выборы, отсутствие свободы слова и т.д. … Им очень долго и тщательно промывали мозги [до приезда], и заронить какую-то новую мысль просто невозможно… Мы сперва очень активно бросились их переубеждать, но потом просто махнули рукой – это совершенно бесполезно".
Готов предположить, что ребята с Запада прибыли на эти дебаты с определенной идеологической целью. Ну и пусть. Это ведь тинейджеры, и каждый, кто бывал на встречах в дискуссионных клубах, знает, что такие дебаты могут закончиться вспышкой гнева и раздражения. Но неужели среди организаторов не нашлось ни одного человека, способного предотвратить превращение дискуссии в идеологическую драку? На то, чтобы превратить эту лагерную смену в международное мероприятие, было выделено так много денег (3,1 миллиона долларов), этому было посвящено так много времени. Неужели они не могли поставить взрослого модератора, чтобы тот организовал какую-то дискуссию? Ради Бога, наймите кого-нибудь со стороны, если лидеры "Наших" слишком заняты изготовлением нацистских чучел и уговорами толстых парней голодать за Путина.
В любом случае, это не главное. Дети в летних лагерях занимаются самыми разными глупостями. Главное в том, что такое благословляет официальная власть. 8 июля лагерь посетил Медведев. Президент использовал свой приезд для проталкивания все той же идеи о модернизации, которую он пытается всучить Западу, как какой-нибудь некачественный товар. Но может быть, он просто слишком толстокожий и не может понять, что невозможно создать инновационную экономику, если самым лучшим и самым умным скармливать все то же старое националистическое дерьмо? Что здесь - сочетание повышенной раздражительности и тупости на манер деревенщины Гомера Пайла?
Если Медведев действительно намерен создать поколение новаторов, то первое, что он должен сделать, это уволить Якеменко за ту выходку с толстым парнем, а затем извиниться перед Алексеевой. По крайней мере, это станет сигналом о том, что в конформизме нет ничего хорошего, и что мысли, противоречащие вашим собственным, не обязательно плохи. В противном случае молодые россияне с радикально новыми идеями будут и дальше бежать из страны, стараясь делать это как можно раньше. А Россия останется с этой бандой коротко стриженых Якеменок с профилем Путина на груди. И пусть тогда она попытается их модернизировать.